
Обеспечение экономического суверенитета России путём создания и развития торговых путей XXI века
Под ред. к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова.
М.: ИПР РАН, 2023. – 209 с.
ISBN 978-5-6048731-4-4
УДК 339.924
DOI: 10.33051/978-5-6048731-4-4-2023-1-209
Монография подготовлена в рамках гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01365).
Рецензенты:
д.э.н., профессор Баграт Айкович Ерзнкян (ЦЭМИ РАН);
д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Наби Саидкаримович Зиядуллаев (ИПР РАН).
В монографии содержатся основные результаты исследований и система аргументов, доказывающих необходимость и актуальность обеспечения экономического суверенитета (ЭС) России в системе мирового хозяйства путём создания и развития инновационно-индустриальных поясов (ИИП) торговых путей XXI века, как направлений дальнейшего социально-экономического развития России, так и в качестве компенсаторных механизмов от введения иностранных государственных и корпоративных санкций. В исследовании предложена концептуальная модель торгового пути XXI века, практическое применение которой приведёт к диверсификации экономики России, её высокотехнологической трансформации, повышению доли экспорта транспортных услуг в ВВП, эффективному вхождению в мировое хозяйство, укреплению ЭС и развитию международного сотрудничества на принципах межгосударственно-корпоративного партнёрства (МКП). Установлено, что после начала СВО на Украине и резкого усиления санкционного давления со стороны коллективного Запада произошёл резкий разворот грузопотоков на Восток и Юг, основную нагрузку по обслуживанию которых принял Восточный полигон железных дорог России. Определены актуальные направления развития Восточного полигона железных дорог Азиатской России (АР). Выявлены и проанализированы главнее проблемы обеспечения подвижным составом перевозок грузов из портов Дальнего Востока вглубь АР. На основе обзора научных подходов выдвинута гипотеза, что существующие подходы к моделированию международных транспортных коридоров (МТК) не отражают всей широты и многогранности функционирования торговых путей и их ИИП в системе формирования Глобальной Евразии (ГЕ) по направлению «Север – Юг». Представлены разработанные авторами блоки моделирования функционирования и развития торговых путей в АР в условиях новой экономической реальности, разворота экспортно-импортных и транзитных грузопотоков на Юг и Восток. Особое внимание уделено организационно-институциональным факторам преодоления негативных сторон «сверхмагистрализации» транспортно-транзитной системы (ТТС) АР, как основы функционирования транзитной экономики (ТЭ). Показано, что обеспечение безопасности функционирования транспортных коммуникаций, торговых путей и их ИИП должно быть возложено на корпоративные службы безопасности наднациональной компании. Установлено, что в условиях внешнего санкционного давления задачи укрепления ЭС и обеспечения национальной безопасности России в транспортно-логистической области определяют необходимость и актуальность меридиональной трансформации ТТС страны. Доказана целесообразность создания единого транспортно-логистического оператора на маршрутах «Север – Юг». Указано, что при налаживании взаимодействия со странами Африки России предпочтительно взаимодействовать с Китаем в рамках сопряжения инфраструктурных проектов ЕАЭС и Инициативы «Пояс и путь» (ПиП). Установлено, что в целях сокращения транзитных рисков и транзакционных издержек межгосударственных перевозок грузов требуется модернизация и расширение пропускных способностей железнодорожных и автомобильных пограничных пунктов пропуска, создание цифровых торговых путей, формирование крупных транспортно-логистических компаний, осуществляющих транзитные перевозки грузов, разработка стратегии создания и функционирования наднациональной транспортно-транзитной компании как эффективной организационно-институциональной формы обхода иностранных государственных и корпоративных санкций против России.
Рекомендовано к изданию Ученым советом
Федерального государственного бюджетного учреждения науки
Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН)
© Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К., 2023.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2023.