Инфраструктурно-интеграционные направления эволюции
геополитических интересов России в современном мире

Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н., К.Х. Зоидова

– М.: ИПР РАН, 2020. – 152 с.

ISBN 978-5-6041040-9-5
УДК 339.924
ББК 65.05
DOI: 10.33051/978-5-6041040-9-5-2020-1-152


Авторский коллектив: Зоидов К.Х., Медков А.А., Кадырбаев А.Ш., Чернышов М.М., Зоидов З.К.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-010-00454 А.

Рецензенты:
Б.А. Ерзнкян, д.э.н., профессор (ЦЭМИ РАН);
Н.С. Зиядуллаев, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г.н.с. (ИПР РАН).

В монографии приводится система аргументов, доказывающих на основе применения исторического подхода, что маршрутизация и наполнение грузопотоками торговых путей, реализация актуальных инфраструктурно-интеграционных проектов обусловлены не только экономическими, но и политическими и военно-стратегическими соображениями. Приводятся результаты исторических исследований, согласно которым Великий шёлковый путь был не конкретным маршрутом, не несколькими маршрутами и даже не транспортно-торговой сетью, а, прежде всего – целым политическим, военно-стратегическим, социальным, экономическим, культурным и религиозным пространством, концентрировавшимся в определённых точках (центрах). Приводятся новые результаты построения теоретической базы транзитной экономики (ТЭ) в плане выявления геополитической базы и направлений её функционирования. Показано, что для России в странах Центральной Азии приоритетными являются не столько экономические интересы, сколько активность в политической сфере, а развитие ТЭ и рост внешнеполитического веса и возможностей страны в глобальном и региональном сотрудничестве – взаимосвязаны. Выявлена роль геополитических и военно-стратегических соображений во взаимоотношениях России с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном и Сирией. Доказано, что в основе расширения влияния России в Центральной и Западной Азии должна лежать разработка и реализация совместных региональных инфраструктурно-интеграционных проектов и их сопряжение с глобальными инициативами. Особое внимание уделено выявлению и анализу позитивных и негативных геополитических результатов цифровизации торговых путей, масштабирования применения информационных технологий при реализации инфраструктурно-интеграционных проектов в России и на пространстве Глобальной Евразии. Показано, что большую роль в реализации российских интересов играет решение проблем генерирования, распределения и присвоения доходов от реализации инфраструктурно-интеграционных проектов, формирования узлов создания добавленной стоимости в условиях создания и внедрения интеллектуальных транспортных систем.

Монография предназначена для руководителей и специалистов органов государственного управления и корпоративного менеджмента, научных работников, политиков, аспирантов и студентов.

Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН).



[Содержание] [Введение]