|
В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков
Формирование эволюционной модели транспортно-транзитной - М.: ИПР РАН; Спб.: Нестор-История, 2014. - 800 с. |
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского фонда фундаментальных исследований
по проекту № 14-06-07027-д, не подлежит продаже
При подготовке работы были использованы результаты исследований,
выполненных авторами при поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований в рамках проекта № 12-06-00299-а
и Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта № 12-02-00279-а
Рецензенты:
д.э.н., профессор, академик РАН Виктор Викторович Ивантер (ИНП РАН);
д.э.н., профессор, академик РАН Александр Иванович Татаркин (ИЭ УрО РАН);
главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного
проектирования, член Общественной палаты Валерий Александрович Фадеев
Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного
учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН)
В монографии рассматриваются теоретико-методологические и хозяйственно-практические проблемы эволюционного развития транспортно-транзитной системы России и других стран постсоветского пространства в условиях интеграции и глобализации. При исследовании транспортно-транзитной системы используется эволюционно-институциональный подход, который рассматривается как методологическая альтернатива другим подходам. Эволюционно-институциональный подход позволяет проанализировать актуальные направления реализации транзитного потенциала страны с точки зрения исторических закономерностей становления, формирования, развития и угасания глобальных транспортных коммуникаций и путей сообщения в евро-азиатском регионе, обусловленных особенностями мировой торговли на дальние расстояния, техническим совершенствованием транспортных средств и технологии перевозок, внеэкономическими факторами и пр.
Показано, что территория России и других стран постсоветского пространства издревле использовалась для осуществления транзитных перевозок товаров в направлениях «Восток—Запад» и «Север—Юг». Мощные транспортно-транзитные факторы были присущи деятельности викингов, этнических торговцев, народов Золотой Орды (Великой Татарии). С давних времен сухопутное сообщение по направлению Азия—Европа было альтернативой более эффективной морской транспортировке. Институциональная теория указывает на необходимость учитывать национально-культурные и политические особенности стран и народов при выработке направлений и реализации проектов формирования новых путей сообщения.
Проведено макроэкономическое описание основных тенденций развития и моделирования цикличности динамики транспортно-транзитной системы России в контексте социально-экономического сотрудничества со странами постсоветского пространства и другими регионами мира, основанного на применении методов производственных функций, сплайновых функций и дифференциальных уравнений.
Исторический анализ, выявление особенностей эволюционного развития, институциональный подход позволили по-новому взглянуть на политику современной России, стран Единого экономического пространства, других государств постсоветского пространства, направленную на реализацию их транзитного потенциала, развитие транспортно-дорожных комплексов, привлечение на свою территорию дополнительных грузопотоков. На большом фактическом материале показано, что в настоящее время конкурентные преимущества территории бывшего СССР недостаточны для привлечения сколь-либо значимых для национальной экономики объемов грузового и пассажирского транзита. Необходимо уделять повышенное внимание формированию и реализации активной промышленной политики, направленной на создание мощных национальных производств и строительство путей сообщения для удовлетворения их транспортных потребностей. Именно эти коммуникации следует использовать и для осуществления транзитных перевозок.
© В.А. Цветков, К.Х. Зоидов, А.А. Медков, 2014
© Федеральное государственное бюджетное
учреждение науки Институт проблем рынка
Российской академии наук (ИПР РАН), 2014
© Издательство «Нестор-История», 2014