Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А.

Формирование новой эволюционной
модели транспортно-коммуникационного
взаимодействия России и Китая

– М.: ЦЭМИ РАН, 2013. – 231 с.

ISBN 978-5-8211-0652-0
УДК 330.01: 338.47.656
ББК 65.05

Рецензенты:
д.э.н., профессор Б.А. Ерзнкян (ЦЭМИ РАН);
д.э.н., профессор Г.Л. Шагалов (ИПР РАН);
главный редактор журнала «Эксперт» В.А. Фадеев

В монографии рассматриваются основные направления эволюционного развития транспортно- коммуникационного взаимодействия России и Китая, включая формирование транзитного пространства. Дано подробное описание сильных и слабых сторон Транссибирской магистрали и железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке как путей сообщения, используемых для экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов. Доказано, что главным направлением использования Транссиба должно стать обеспечение бесперебойных поставок сырьевых ресурсов из России в Китай и другие страны АТР. Проводится анализ уровня развития социально-экономического сотрудничества России и Китая. Особое внимание уделяется стратегии взаимодействия России и Китая в миграционной сфере с учетом особенностей китайского транснационализма и потенциала спроса на китайских трудовых мигрантов в России и объема их предложения.

Определены подходы к решению проблем эволюционного формирования новых направлений транспортных коммуникаций между Россией и Китаем, связанных как с участием китайских компаний в разработке природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, так и с развитием транзитного потенциала регионов России, в частности, Республики Саха-Якутия. Особое внимание уделено анализу необходимости и возможности привлечения китайских компаний к развитию транзитных перевозок грузов по Северному морскому пути.

Рассматривается прикладной аспект модернизации с учетом сравнительных преимуществ российской экономики в условиях интеграции и глобализации.

В работе делается вывод, что наиболее перспективным направлением эволюционного развития транспортных коммуникаций в направлении Китай – Европа является максимальное использование транзитных возможностей территории стран Единого экономического пространства (России, Казахстана и Белоруссии), а также потенциальных членов ЕЭП (Украины, Кыргызстана, Армении). В области автомобильного транспорта выработаны предложения по формированию механизма направленной эволюции транспортных связей в рамках международного коридора «Европа – Западный Китай».

Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного
учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН)

© Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., 2013
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2013
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ЦЭМИ РАН), 2013

[Содержание] [Введение] [Заключение] [Список литературы]