Зоидов К.Х., Медков А.А.

Китайская инициатива «пояс и путь» – основа эволюционного развития
и сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов
на пространстве Большой Евразии (обзор научных подходов)
Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова.

– М.: ИПР РАН, 2020. – 146 с.

ISBN 978-5-6043906-4-1
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05
DOI: 10.33051/978-5-6043906-4-1-2020-1-146

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-110-50187 Экспансия.

Рецензенты:
Б.А. Ерзнкян, д.э.н., профессор (ЦЭМИ РАН);
Н.С. Зиядуллаев, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г.н.с. (ИПР РАН).

В монографии дан всесторонний научный обзор и анализ основных подходов к проблеме эволюционного развития транспортно-транзитных систем (ТТС) и сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов в целях формирования Большого евразийского партнёрства (БЕАП). В исследовании использованы методы системного анализа, эволюционно-институциональной теории, теории производственно-технологической сбалансированности, экспертных оценок и исторического подхода. Показано, что в целом в международном исследовательском сообществе не проводятся комплексные исследования функционирования транзитной экономики как самостоятельной хозяйственной системы, имеющей возможность стать основой экономического развития страны.

Проводятся отдельные исследования конъюнктурного характера или, наоборот, историко-экономического направления. Приводится обзор научных подходов и мнений российских и зарубежных исследователей по проблеме реализации инициативы КНР «Пояс и путь» (ПиП), анализу угроз и рисков, которые она может нести странам-участницам, выдвижению альтернативных инфраструктурно-интеграционных проектов и программ развития.

Отмечается, что в исследовательском сообществе существует три варианта рассмотрения инфраструктурно-интеграционного проекта ПиП, как: строительства сети маршрутов евро-азиатских перевозок; включения всеобъемлющего механизма внешней экспансии Китая и его международных торговых отношений для решения внутренних проблем; формирования глобального политического, социального, экономического, культурного пространства на основе перемещением энергии, товаров, технологий, компетенций.

Выявлены транспортно-строительные и организационно-институциональные проблемы инфраструктурного обеспечения формирования БЕАП. Доказано, что в настоящее время только китайская инициатива ПиП может стать эффективной основой эволюционного развития и сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов на пространстве Большой Евразии. Дан научный обзор возможных направлений использования китайской инициативы ПиП для формирования БЕАП с лидирующим участием России. Определены наиболее эффективные формы и способы сопряжения альтернативных ПиП инфраструктурно-интеграционных проектов и формирования БЕАП в целях развития ТТС России.

Особое внимание уделено анализу основных направлений влияния пандемии коронавируса COVID-19 и мероприятий по борьбе с ней на функционирование глобальной транспортно-логистической системы в разрезе ключевых маршрутов торговых путей и видов транспорта, определению места и роли российских коммуникаций и транспортно-логистических компаний в обслуживании функционирования торговых путей в условиях новой реальности.

Показано, что в обеспечении мирохозяйственных связей пандемия ещё более усилила конкурентные преимущества железнодорожного транспорта, как малолюдной перевозочной технологии по отношению к объёмам транспортируемых грузов, особенно по евро-азиатским торговым путям на направлении Китай – Россия – Европа.


Рекомендовано к изданию Ученым советом
Федерального государственного бюджетного учреждения науки
Института проблем рынка
Российской академии наук (ИПР РАН).

© Зоидов К.Х., Медков А.А., 2020.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2020.

[Содержание] [Введение] [К.Х. Зоидов] [А.А. Медков]