Зоидов К.Х., Медков А.А.

Формирование глобальных и региональных транзитных узлов
в Центральной Азии как направление интеграции экономики
Республики Таджикистан в Большое Евразийское пространство
Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова.

– М.: ИПР РАН, 2018. – 133 с.

ISBN 978-5-6041038-9-0
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05
DOI: 10.33051/978-5-6041038-9-0-2018-1-133

Монография подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Моделирование социально-экономической динамики и структуры
факторов экономического роста ЕАЭС и других стран в контексте модернизации».

Рецензенты:
Баграт Айкович Ерзнкян, д.э.н., профессор (ЦЭМИ РАН);
Наби Саидкаримович Зиядуллаев, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г.н.с. (ИПР РАН);
Валерий Александрович Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования, Секретарь Общественной палаты России VI состава с 19 июня 2017 года.

В монографии рассматриваются основные направления органического включения экономики Таджикистана в ЕАЭС путем реализации на территории республики крупных инфраструктурно-интеграционных проектов, развития транспортно-транзитной системы и современных торговых путей, проходящих через Центральную Азию – перекрёсток мирохозяйственных связей. Показано, что именно на территории Таджикистана могут и должны формироваться транзитные узлы создания добавленной стоимости в рамках развития инновационно-индустриальных поясов торговых путей XXI века как по направлению «Восток – Запад», так и «Север – Юг».

Приводятся результаты анализа сильных и слабых сторон существующих и проектируемых путей сообщения в ЦА с учётом их геоэкономической, военно-политической, социально-культурной значимости. Сформирована система доказательств, что развитие транспортно-транзитной системы Таджикистана полностью отвечает задачам интенсификации интеграционных процессов в ЕАЭС, обеспечения безопасности в рамках ОДКБ, сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов ЕАЭС, китайской инициативы «Пояса и пути», альтернативного проекта Индии по развитию коридора «Север – Юг» и др.

Особое внимание уделено обоснованию необходимости строительства железных дорог Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан (в рамках ОДКБ и ЕАЭС) и Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран (как части «Пояса и пути») с последующим установлением транспортно-экономических связей с Индией, Ираком и Сирией. Приведён перечень основных аргументов социально-экономического, военно-политического, социально-культурного характера, а также задач обеспечения экономической безопасности, свидетельствующих о критической важности и неотложности реализации этих инфраструктурно-интеграционных проектов.

Исследование проведено в продолжение разработки теории транзитной экономики, на основе системной парадигмы с применением исторического подхода.

Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН).

© Зоидов К.Х., Медков А.А. 2018.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2018.

[Содержание] [Введение] [К.Х. Зоидов] [А.А. Медков]