Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Чернышов М.М.

Формирование глобальной Евразии:
проблемы сопряжения транзитных систем
Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н. Зоидова К.Х.

– М.: ИПР РАН, 2018. – 131 с.

978-5-6041039-3-7
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05
DOI: 10.33051/2018/978-5-6041039-3-7-2018-1-132

Монография подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Моделирование социально-экономической динамики и структуры факторов экономического роста ЕАЭС и других стран в контексте модернизации».

Рецензенты:
Б.А. Ерзнкян, д.э.н., профессор (ЦЭМИ РАН);
Н.С. Зиядуллаев, д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, г.н.с. (ИПР РАН);
В.А. Фадеев, Секретарь Общественной палаты России VI состава с 19 июня 2017 года.

В монографии на основе теории транзитной экономики разработаны концептуальные подходы к моделированию сопряжения международных проектов, направленных на формирование глобальной Евразии, выдвинуты практические предложения. Указано на необходимость и целесообразность образования на территории Таджикистана транспортно-логистического центра – реального объекта сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП), а также создания общеевразийской корпоративной структуры – Евразийской транспортно-транзитной компании (ЕТТК). В результате историко-экономических исследований, анализа актуальных направлений трансформации транспортно-транзитных систем (ТТС) и моделирования их развития авторами выдвинута гипотеза о том, что современные торговые пути могут и должны сыграть важную, первостепенную роль в модернизации России, развитии индустрии на инновационной основе. Указано, что при формировании и использовании современных торговых путей необходимо особое внимание уделять максимально возможному расширению секторов национальной экономики с высокой добавленной стоимостью.

Приводятся результаты анализа сильных и слабых сторон существующих и проектируемых путей сообщения в Центральной Азии (ЦА) с учётом их геоэкономической, военно-политической, социально-культурной значимости. Сформирована система доказательств того, что развитие ТТС Таджикистана полностью отвечает задачам интенсификации интеграционных процессов в ЕАЭС, обеспечения безопасности в рамках ОДКБ, сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов ЕАЭС, китайской инициативы «Пояса и пути», альтернативного проекта Индии по развитию коридора «Север – Юг» и др.

Рассматриваются основные направления органического включения экономики Республики Таджикистан в ЕАЭС и Глобальную Евразию путем реализации на территории республики крупных инфраструктурно-интеграционных проектов, развития ТТС и современных торговых путей, проходящих через ЦА – перекрёсток мирохозяйственных связей. Показано, что именно на территории Таджикистана могут и должны формироваться транзитные узлы создания добавленной стоимости в рамках развития инновационно-индустриальных поясов торговых путей XXI века как по направлению «Восток – Запад», так и «Север – Юг».

Особое внимание уделено обоснованию необходимости строительства железных дорог Россия – Казахстан – Кыргызстан – Таджикистан (в рамках ОДКБ и ЕАЭС) и Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран (как части «Пояса и пути») с последующим установлением транспортно-экономических связей с Индией, Ираком и Сирией. Приведён перечень основных аргументов социально-экономического, военно-политического, социально-культурного характера, а также задач обеспечения экономической безопасности, свидетельствующих о критической важности и неотложности реализации этих инфраструктурно-интеграционных проектов.

Показано, что с институционально-организационной точки зрения целесообразно создание наднациональной государственно-частной Евразийской транспортно-транзитной компании (ЕТТК), разработка детального стратегического и тактических планов и программ деятельности этого предприятия с учетом проблем трансплантации в российскую экономическую реальность похожих институтов и организаций, успешно функционирующих как в других странах, так и в прошлые времена.

Исследование проведено в продолжение разработки теории транзитной экономики, на основе системной парадигмы с применением исторического подхода.

Рекомендовано к изданию Ученым советом
Федерального государственного бюджетного учреждения науки
Института проблем рынка
Российской академии наук (ИПР РАН).

© Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Чернышов М.М., 2018.
© Интеграционный клуб при Председателе СФ ФС РФ, 2018.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2018.

[Содержание] [Введение] [В.А. Цветков] [К.Х. Зоидов] [А.А. Медков] [М.М. Чернышов]