Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К.

Моделирование процессов сопряжения и инновационного развития
транспортно-транзитных систем России и стран Западной и Южной Азии

/ Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова.

М.: ИПР РАН, 2017. – 475 с.

ISBN 978-5-9500632-4-4
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05


Рецензенты:
Б.А. Ерзнкян (ЦЭМИ РАН), д.э.н., профессор
Г.Л. Шагалов (ИПР РАН), д.э.н., профессор
В.А. Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», директор Института общественного проектирования,
Секретарь Общественной палаты России VI состава с 19 июня 2017 года.

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (17-02-00482 а-ОГОН и проект № 15-06-06939 а).

В монографии рассматриваются проблемы моделирования процессов сопряжения и инновационного развития транспортно-транзитных систем (ТТС) России и стран Западной и Южной Азии. Систематизированы и проанализированы новые внутренние и внешние неблагоприятные факторы, влияющие на объемы транзитных перевозок грузов по территории России. Показано неоднозначное влияние на развитие ТТС страны осуществления проекта КНР «Один пояс – один путь», независимой политики стран-членов ЕАЭС – Белоруссии, Казахстана в области строительства транспортной инфраструктуры и организации трансграничных перевозок. Проведено эконометрическое моделирование циклической динамики основных индикаторов социально-экономического положения стран Западной и Южной Азии. Определены состояние и перспективы расширения торгово-экономических связей России и стран из этих регионов. Содержится историко-экономическое описание организации торговли, сухопутных и морских перевозок грузов на дальние расстояния, функционирования узловых точек транзитных коммуникаций («караванных городов») в Западной Азии. Рассмотрены основные современные проекты развития ТТС в странах Западной Азии в увязке с реализацией глобальных инфраструктурно-интеграционных инициатив. Приводится анализ состояния и направления модернизации и развития ТТС Индии и Пакистана – стран, оказывающих наиболее существенное влияние на перспективы сопряжения ТТС России и Южной Азии. Приводится описание и анализ программ инновационного развития транспортного сектора Индии. Особое внимание уделено анализу российско-индийских торгово-экономических отношений и возникающих при этом сложностей, касающихся, прежде всего, несовершенства институционально-организационной среды трансграничных перевозок грузов. Показано, что экономическая заинтересованность правительственных органов и компаний Индии в развитии иранского порта Чахбехар обусловлена, в том числе, и его важнейшей ролью в качестве точки входа МТК «Север – Юг». Рассмотрены перспективы формирования Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭР) и основные внешнеполитические противоречия, возникающие при реализации этого проекта. Выявлены экономическая и военно-стратегическая роль, а также перспективы развития порта Гвадар (Пакистан) во взаимосвязанности и конкуренции с портом Чахбехар (Иран). Дан анализ причин существенной задержки начала регулярных и масштабных перевозок грузов по международному транспортному коридору «Север – Юг» (МТКСЮ). Выработаны предложения по превращению коридора в глобальный интеграционный проект, связанный с формированием зоны свободной (упрощённой) торговли со странами Западной и Южной Азии. Геополитическое соперничество Индии и Китая, который в Южной Азии реализует проект Китайско-Пакистанского экономического коридора, может привести к усилиям индийских властей по привлечению на направление «Север – Юг» грузов из стран Юго-Восточной Азии (ЮВА). Необходимо отметить, что в настоящее время крупные транснациональные корпорации размещают свои производства именно в странах ЮВА (а не в Китае). Рассмотрение направления «Север – Юг» как экономического коридора даёт возможность строить инфраструктурные отклонения (ветви) в сторону от первоначальной концепции МТК, например, в сторону Ирака и Сирии на территории Ирана. Различные ветви МТКСЮ в Каспийском регионе обуславливает возникновение конкуренции между альтернативными маршрутами, что неизбежно будет приводить к выгодным тарифным предложениям. Особо отмечается, что глобальная российско-ирано-индийская инициатива ъ«Варяго-Персидский торговый путь XXI века» может быть как конкурентом, так и органическим продолжением и дополнением китайского проекта «Один пояс – один путь».

Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН).

 

© Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К., 2017.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
    Институт проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН), 2017.


[Содержание] [Введение]