| Предисловие | 7 |
| Глава 1. Развитие экономической науки о природопользовании в России | 9 |
| 1.1. Введение | 9 |
| 1.2. Направления разработки экономических оценок природных ресурсов | 9 |
| 1.3. Создание основ экономики окружающей природной среды | 12 |
| 1.4. Формирование экономических инструментов природо- пользования | 17 |
| Глава 2. Основы эколого-экономического механизма устойчивого развития | 27 |
| 2.1. Предпосылки устойчивого развития | 27 |
| 2.2. Формирование системы экономических инструментов устойчивого развития | 35 |
| 2.2.1. Пути разработки эколого-ориентированных национальных счетов | 35 |
| 2.2.2. Создание механизма эколого-инновационной деятельности | 40 |
| 2.2.3. Разработка и согласование механизма межстрановых взаимоотношений по охране окружающей природной среды | 43 |
| 2.2.4. Формирование системы экономических воздействий на экологизацию производства | 45 |
| 2.2.5. Стимулирование развития рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования | 51 |
| 2.2.6. Учет факторов приемлемого экологического риска при принятии хозяйственных решений | 53 |
| 2.2.7. Направления учета экологического фактора при приватизации | 58 |
| 2.2.8. Экологизация структурной перестройки экономики | 61 |
| 2.3. Экологическое нормирование как одна из важнейших составляющих институциональной поддержки устойчивого развития | 62 |
| Глава 3. Экономическая оценка ущерба от загрязнения окружающей природной среды | 67 |
| 3.1. Исходные положения | 67 |
| 3.2. Детализированные методы оценки ущерба | 67 |
| 3.3. Метод укрупненной оценки ущерба | 75 |
| 3.4. Направленияиспользованияпоказателякономического ущерба при принятии эколого-экономических решений | 77 |
| 3.5. Анализ методик оценки экономического ущерба от загрязнения атмосферы | 81 |
| Глава 4. Экономическая оценка природных ресурсов | 88 |
| 4.1. Исходные положения | 88 |
| 4.2. Цели экономической оценки природных ресурсов | 88 |
| 4.2.1. Совершенствование национальных счетов | 88 |
| 4.2.2. Соблюдение национальных интересов, включая зкономическую безопасность страны | 89 |
| 4.2.3. Стимулирование рационального использования природных ресурсов | 92 |
| 4.2.4. Экономическое обоснование рационального природопользования | 95 |
| 4.2.5. Специализированные цели использования ЭОПР | 96 |
| 4.3. Подходы к определению оценок ресурсов | 98 |
| 4.4. Институциональная поддержка мер по осуществлению природно-ресурсной политики государства | 107 |
| 4.4.1. Совершенствование законодательства | 107 |
| 4.4.2. Совершенствование нормативных актов | 110 |
| 4.4.3. Образование новых организационных структур, связанных с природопользованием | 111 |
| 4.5. Пути решения вопросов государственной собственности на природные ресурсы | 112 |
| Глава 5. Ассимиляционный потенциал окружающей среды в системе экономических оценок и прав собственности на природные ресурсы | 120 |
| 5.1. Ассимиляционный потенциал окружающей среды - особый вид природных ресурсов | 120 |
| 5.2. Подходы к введению налогов за использование ассимиляционного потенциала | 122 |
| 5.3. Экономико-правовые аспекты собственности на особый вид природных ресурсов | 128 |
| 5.4. Связи функций природныхресурсов, их экономических оценок и форм собственности | 131 |
| 5.5. Источники средств для рационализации природополь зования | 136 |
| 5.6. Институциональная поддержка мер по уменьшению воздействия на ассимиляционный потенциал выбросов парниковых газов | 138 |
| Глава 6. Финансовые механизмы сохранения биоразнообразия | 155 |
| 6.1. Анализ источников и механизмов финансирования сохранения биоразнообразия и биологических ресурсов | 155 |
| 6.2. Предложения по финансовым механизмам реализации Национальной стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия в России | 168 |
| Глава 7. Экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций и инвестиции в их предотвращение | 184 |
| 7.1. Исходные положения | 184 |
| 7.2. Экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций | 186 |
| 7.3. Инвестиции в предупреждение чрезвычайных ситуаций | 190 |