275-летию Российской Академии Наук посвящается
Четвертая Всероссийская и Вторая Международная конференция
Теория и практика экологического страхования
Калининград, 1-2 июня 2000 года
Институт проблем рынка Российской Академии наук
Комитет по экологии Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды
Министерство науки и технологий Российской Федерации
Министерство экономики Российской Федерации
Департамент страхового надзора Минфина России
Администрация Калининградской области
Калининградская Областная Дума
Администрация Московской области
Российский гуманитарный научный фонд
Институт Устойчивых сообществ (США)
Всемирный фонд охраны природы
Страховая компания "ИНТЕРРОС-СОГЛАСИЕ" (генеральный спонсор)
Страховая компания "КОМПЛЕКСНОЕ СТРАХОВАНИЕ"
Экологическая страховая компания "ЭКО-СФИНКС"
Страховая компания "ЮКОС-Гарант"
В рамках конференции будет проведен круглый стол "Экологическое страхование: политика - предпринимательство - экология", в котором примут участие представители исполнительной и законодательной власти страны и регионов, общественных организаций, руководители предприятий и страховых компаний, экологи и журналисты.
Приглашаем Вас принять участие в конференции. Для этого следует направить в
адрес Оргкомитета сведения о предполагаемых участниках (просим указать,
необходимо ли бронировать гостиницу) и при желании тезисы докладов по
электронной почте - e-mail:
ecoins98@cemi.rssi.ru. Тезисы
просим представить в формате RTF или Microsoft Word 6.0/7.0. Они могут быть
также направлены на дискете (с распечаткой) непосредственно в Оргкомитет до 15
марта 2000 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора и технической редакции
публикуемых тезисов.
Амирханов А.М.,
заместитель председателя Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды
Грачев В.А., член-корреспондент РАН,
председатель Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Косариков А.Н., д.э.н.,
заместитель председателя Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Мошкало В.В.,
директор Московского представительства
Всемирного Союза Охраны Природы для стран СНГ
Петраков Н.Я., академик,
директор Института проблем рынка РАН
Савенко Ю.А.,
мэр г. Калининграда
Терещенко Г.Ф., член-корреспондент РАН,
первый заместитель министра науки и технологий
Российской Федерации
Устюгов В.Н.,
Председатель Калининградской областной Думы
Члены Оргкомитета:
Бакиев Р.С.,
зам. председателя Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Бичикашвили П.Г.,
зам. начальника Департамента страхового надзора
Министерства финансов Российской Федерации
Бухгалтер Э.Б., д.т.н.,
начальник лаборатории Всероссийского НИИ
природных газов и газовых технологий
Гаврилов В.В.,
начальник Управления Государственного комитета
Российской Федерации по охране окружающей среды
Гаранькин Н.В.,
министр землепользования и экологии
администрации Московской области
Грешневиков А.Н.,
зам. председателя Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Гусева Р.А.,
зам. председателя Комитета по экологии и природным ресурсам
Калининградской Областной Думы
Гусев А.А., д.э.н.,
директор научного направления
Института проблем рынка РАН
Егорова Л.В.,
сотрудник аппарата Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Зерков Н.В.,
начальник Управления рационального природопользования
Министерства экологии и природопользования
Правительства Московской области
Кадочников В.Д.,
зам. председателя Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Куруленко С.С., к.э.н.,
главный государственный инспектор
Министерства охраны окружающей природной среды
и ядерной безопасности Украины
Литвиненко В.В.,
председатель Комитета по охране окружающей среды
Калининградской области
Мелкумов Ю.А.,
зам. министра экологии и природопользования
Правительства Московской области
Моткин Г.А., д.э.н.,
зав. лабораторией Института проблем рынка РАН
Нигматулин Р.И.,
член Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Новиков А.М., к.т.н.,
начальник Управления Министерства науки и технологий
Российской Федерации
Новосельцев В.Н., к.т.н.,
советник министра науки и технологий
Российской Федерации
Оленьев В.Д.,
член Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Томов А.Н.,
член Комитета по экологии Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации
Чернявский С.В., к.э.н.,
Государственный университет управления
Шопхоев Е.С.,
зам. руководителя Департамента экономики минеральных ресурсов,
природопользования и защиты окружающей среды
Министерства экономики Российской Федерации.
Конференция проводится:
1-2 июня 2000 г. в конференц-зале пансионата "Балтика"
(Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Верещагина, 8)
Регистрация участников будет проходить 1 июня с 9 часов утра.
Открытие конференции состоится 1 июня 2000 г. в 10 часов утра.
Для справок:
Иногородним участникам следует сообщить о времени прибытия в г. Калиниград
(095) 332-4224 - Толкачев Павел Сергеевич
(095) 332-4681 - Бондаренко Валентина Васильевна
(0112) 22-8595 - Цыплакова Виктория Степановна
Факс: (095) 332-4224
ecoins98@cemi.rssi.ru
http://www.ipr-ras/wnews/eco00r.htm
http://www.ipr-ras/enews/eco00e.htm
по телефону (0112) 22-8595 и по возможности приобрести обратные билеты.
Проезд, проживание и другие расходы - за счет собственных средств участников.
Размещение участников - в пансионате "Балтика".
На Четвертой Всероссийской конференции предполагается уделить основное внимание региональным проблемам экологического страхования. Такая направленность работы конференции объясняется как появлением новых законодательных - в области местного самоуправления - документов, так и перемещением исследовательских и практических работ в регионы.
В 1998-1999 гг. проведена большая работа по распространению принципов экологического страхования (в 1994-1997 гг. интенсивно отрабатывавшихся в Московской области) в Ленинградской области и намечены перспективные разработки на 2000 г.
В 1999 г. в Калининградской и Смоленской областях начаты широкомасштабные научно-практические исследования проблем управления риском возникновения аварийных или нештатных ситуаций на промышленных предприятиях региона, приводящих к загрязнению окружающей природной среды и наносящих ущерб предприятию, территории и населению.
Работа проводится в целях реализации Закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1996 г. № 1387 "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации", а также в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.1998 г. № 1139 "Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг."
Целью этих исследований является разработка и реализация методов управления риском воздействия на окружающую природную среду, создающих условия несения ответственности источников повышенной опасности за аварийное загрязнение окружающей природной среды.
Наиболее отработанным механизмом в этой сфере сегодня является экологическое страхование.
Экологическое страхование немыслимо без разработки методологии и методик экологического аудита, без организационного их оформления. В качестве экспериментального инструментария, созданного на основе многолетних теоретических исследований, предлагается методический аппарат оценки экологической опасности предприятий и производств, а также возможные организационные структуры экологического аудита.
Степень аварийного загрязнения окружающей среды должна оцениваться на основе сопоставления репрезентативно обработанной статистической информации о фактических объемах поступления (единовременного и/или последовательного) вредных веществ в окружающую природную среду с допустимыми их нормативами. На практике это позволяет описать в регионе все предприятия, представляющие экологическую опасность, и, отнеся их к одной из групп, установить для каждого тарифные ставки страховых взносов.
Аварийное загрязнение среды причиняет в России огромные убытки, компенсация которых пострадавшим отсутствует практически в большинстве случаев. Смена форм собственности происходила и происходит без учета экологического фактора, без страхования потенциального риска загрязнения окружающей природной среды, увеличивающегося при отсутствии работающего механизма возмещения причиняемых убытков. В то же время, динамика процессов, происходящих в обществе и экономике, позволяет на ранней стадии предусмотреть способы экологизации производства, используя средства не только бюджета, но и капитал коммерческих структур.
Научные исследования предполагают разработку специальных методов оценки риска загрязнения окружающей природной среды и их реализации при создании системы страхования гражданской ответственности предприятий-источников повышенной опасности за аварийное загрязнение окружающей природной среды (экологического страхования).
Научно обоснованное и правильно организованное экологическое страхование позволит:
Концепция критериев оценки экологической опасности предприятий и производств для целей экологического страхования позволяет говорить о нем как об оригинальном рыночном механизме финансового обеспечения экологической безопасности. Возникла эта идея не на пустом месте; без малого уже три десятилетия в области оценки пагубных последствий загрязнения окружающей природной среды работают многие исследователи. Новые веяния затронули и эту сферу науки, и стало возможным заявить о нетипичных решениях экологических задач.
Аналитические обзоры зарубежных авторов по страхованию ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде, показывают, что в основе оценок убытков там лежат иные принципы, отличающиеся по методологическим и методическим критериям от тех, что используют российские специалисты. Различие, в первую очередь, заключается в методологии оценки риска загрязнения среды и убытков, им наносимых.
Отечественные исследования дают нам возможность считать, что экологическое страхование, естественно вписываясь в рыночную структуру, обеспечивает, как того требует идеология любого вида страхования, компенсацию убытков от технологических аварий, приводящих к загрязнению окружающей природной среды, и формирование дополнительных источников финансирования природоохранных мероприятий.
Трудно в обозримой перспективе решить все проблемы так называемой экологической диагностики страхового поля: столь сложный вопрос, например, как теоретический анализ риска функционирования промышленных объектов еще долгое время будет оставаться дискуссионным. В то же время практика обследований конкретных предприятий требует разработки методологии и создания методики оценки экологической опасности технологий и производств. Кроме того, необходимо определить методы сбора и обработки статистической информации, репрезентативно отражающей состояние окружающей природной среды, обеспечить приборно-аналитическое оформление, создать систему обучения и тренировки эксплуатирующего оборудование предприятия персонала.
Обеспечение экологической безопасности функционирования промышленных предприятий и производств России в большой мере связано с уменьшением риска вредного воздействия на окружающую природную среду химических объектов. Из всех видов техногенных опасностей химическая опасность, проявляющаяся в токсическом воздействии загрязненной окружающей природной среды на людей, животных, растения и имущество, занимает особое место.
Во-первых, токсические химические вещества (ТХВ) используются, производятся, обращаются, хранятся и транспортируются на множестве химически опасных объектов (ХОО). К ним относятся не только предприятия химической, нефтехимической, металлургической и других видов промышленности, где ТХВ содержатся в сырье, вспомогательных материалах, технологических смесях, продуктах и отходах. Значительные их массы сосредоточены на объектах пищевой, мясо-молочной промышленности, в холодильниках торговых баз, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Опасность запасов ТХВ, находящихся на предприятиях страны, вполне сопоставима с опасностью, обусловленной ядерными объектами.
Во-вторых, токсическая опасность химических продуктов, производимых и используемых в промышленности, проявляется не только при авариях, но и в нормальном режиме эксплуатации ХОО (абгазы, сточные воды, отходы), однако реализация этой опасности носит чаще всего неожиданный (случайный) характер.
В-третьих, воздействие ТХВ на элементы окружающей природной среды приводит к появлению вторичных источников токсического воздействия, которые могут существовать и действовать длительное время.
В-четвертых, воздействие ТХВ на живую природу может проявляться немедленно и сопровождаться различными острыми поражениями, но возможны и отдаленные токсические эффекты, комбинированное, комплексное и сочетанное воздействие химикатов и других поражающих факторов на живой организм. В самое последнее время установлено, что многие химические продукты способны воздействовать на человека при супермалых концентрациях и дозах.
В Калининградской области около 20 тысяч, а в Смоленской области немногим менее 15 тысяч источников загрязнения окружающей природной среды. Большая часть из них негативно воздействует на окружающую природную среду, и потому естественен интерес, который проявили администрации этих областей к проблеме управления риском загрязнения окружающей природной среды с помощью нового экономического механизма - экологического страхования.
Одна из первоочередных задач организации регионального экологического страхования - включение предприятий, представляющих экологическую опасность, в Перечень потенциально экологически опасных объектов, расположенных на территории каждой области. К таким предприятиям должны быть отнесены предприятия, получающие лицензии и разрешения на утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ; на осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также вредные физические воздействия на окружающую среду, обязанные застраховать свою ответственность на случай причинения вреда загрязнением окружающей природной среды.
Для создания такого Перечня необходимо провести оценочные работы с помощью
Методик, которые должны быть разработаны и адаптированы к региону.
В ходе научно-исследовательских и практических работ предполагается решить несколько основополагающих задач.
Первая задача - разработать приоритетные направления развития экологического страхования в регионе.
Вторая задача - разработать и усовершенствовать комплект проектов документов, необходимых для развития нормативно-методического обеспечения экологического страхования:
Четвертая задача - разработать Проект экспресс-методик оценки экологической опасности предприятий и производств - источников аварийного загрязнения кружающей природной среды.
Разрабатываемые документы настоятельно необходимы регулирующим государственным органам, а также страховщикам и страхователям для совершенствования их взаимоотношений при страховании ответственности за аварийное загрязнение окружающей природной среды.
Первоочередное внимание предполагается уделить разработке проектов ряда новых нормативных документов государственного регулирования экологического страхования.
Указанные в четвертой задаче проекты документов, которые планируется разработать, являются продолжением работ по формированию системы расчетного обеспечения экологического страхования.
В конечном итоге будут подготовлены материалы по реализации экологического страхования в регионе по нескольким направлениям:
Часть из этих материалов будет опубликована в рабочих материалах конференции.
За время научных исследований в области экологического страхования появилось около трехсот публикаций, посвященных этой проблеме, в том числе, много работ опубликовано в материалах предыдущих конференций "Теория и практика экологического страхования".
Некоторые из этих публикаций: