Проблемы включения России и стран СНГ
в мировую экономику

Шагалов Г.Л., Табелев В.В., Демидович Н.Б., Вьюгина И.И., Курышкина Н.Н., Серебрянникова Л.Г.

Лаборатория теоретических проблем механизма включения России и стран СНГ в мировое хозяйство

ИПР РАН, 1999


 

По теме 4.1. "Вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности России и других членов СНГ со странами дальнего зарубежья" проведен теоретический анализ процесса либерализации внешнеэкономической деятельности России.
В исследовании выявлены позитивные и негативные моменты в организации регулирования внешнеэкономической деятельности России. Рассмотрены вопросы либерализации внешнеэкономических связей России и стран СНГ. Показано, что быстрая и законодательно неудовлетворительно оформленная либерализация внешней торговли и особенно валютных операций явилась одной из главных причин массового вывоза капитала из России и валютно-финансового кризиса 1998 г. Рассмотрен грэдьюалистский подход к либерализации процессов регулирования внешнеэкономической деятельности. Показано, что в современных условиях опасно форсирование вступления России в ВТО, поскольку это потребует значительного снижения импортных пошлин. Рассмотрены проблемы регулирования валютного курса.

По теме 4.2. "Вопросы организации интеграционного сотрудничества стран СНГ" проанализирована практика использования системы валютного совета в различных странах мира.
Проведенный анализ показал, что система валютного совета имеет не только достоинства, но и недостатки. Важнейшее ее достоинство - способность сдерживать инфляцию через жесткую фиксацию валютного курса национальной валюты к резервной валюте. При этом неизменность фиксированного курса закрепляется законодательно. Однако это достоинство в условиях стран с переходной экономикой может обратиться в недостаток, поскольку присущая таким странам инфляция (которую быстро подавить весьма сложно) ведет к удорожанию национальной валюты и снижению конкурентоспособности страны. Существенными недостатками ортодоксальной модели валютного совета являются также невозможность проведения денежными властями страны активной денежно-кредитной политики, отвечающей потребностям развития национальной экономики, отсутствие регулирования деятельности коммерческих банков и определенное ограничение национального суверенитета. Сказанное выше дает основание утверждать, что для России в настоящих условиях неприемлемо использование классического варианта валютного совета. Однако при определенных обстоятельствах авторами допускается возможность временного использования Россией модифицированного варианта модели валютного совета. Модифицированная версия системы валютного управления применяется некоторыми независимыми странами.

По теме 4.3. "Темпы, масштабы и структура включения России и других стран СНГ в мировую экономику" собрана и обработана информация о внешнеэкономических связях России со странами СНГ в период 1995-1998 гг.
На основе анализа собранной информации определены структура и темпы роста внешнеэкономического оборота России со странами СНГ. Показано, что в рассматриваемые годы происходило ухудшение структуры экспорта и импорта в товарообороте со странами СНГ. Возросла доля поставок топлива и сырья, недостаточен удельный вес обмена машинами и оборудованием, другой продукцией обрабатывающих отраслей. Доля стран СНГ в товарообороте с Россией как в 1995-1998 гг., так и в предыдущие годы существенно ниже удельного веса стран остального мира в совокупном товарообороте России. Показано, что одной из главных причин снижения масштабов взаимного товарообмена стран СНГ является отсутствие работоспособной системы взаимных платежей и расчетов.

По теме 4.4. "Вопросы моделирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночного хозяйства" проводилось исследование проблемы моделирования воздействия отдельных макроэкономических параметров на валютный курс.
Разработка вопросов моделирования влияния экономических параметров на валютный курс осуществлялась на основе использования регрессионных зконометрических моделей. В настоящее время не удалось установить четкие статистически значимые зависимости изменения валютного курса от изменения отдельных макроэкономических параметров. Работа в этом направлении будет продолжена.

Выводы.
1.  Исследование показало, что шоковые подходы к либерализации внешнеэкономических связей неоправданы. Переход к либеральному режиму внешнеэкономической деятельности может осуществляться лишь поэтапно с учетом состояния всей национальной экономики.
2.  Система валютного совета, с помощью которой достаточно успешно может быть подавлена инфляция в странах с переходной экономикой, не приемлема для современных условий развития России. После финансового кризиса 1998 г. денежным властям страны удалось избежать раскручивания инфляционной спирали, что, на наш взгляд, в настоящее время снимает вопрос о применении системы валютного совета с повестки дня.
3.  Развитие внешнеэкономических связей России и стран СНГ характеризуется сокращением доли взаимной торговли в совокупном товарообороте стран-членов Содружества. Важнейшей причиной застоя в развитии внешней торговли стран СНГ является отсутствие работоспособной системы платежей и расчетов.


[Начальная страница] [Общая информация] [Список отчетов]


Последнее обновление: 15 марта 2001 года