
Ценовая, структурная и финансовая политика государства в переходный период:
принципы, методы, практическое воздействие на состояние экономики
Бороздин Ю.В., Басс М.И., Цветков В.А., Дёмина Л.В.
Лаборатория проблем ценообразования
ИПР РАН, 1997
Основные результаты проведенных исследований состоят в следующем:
- Шестилетний период свободного ценообразования сопровождался не только жесточайшей
инфляцией, но и способствовал резкому падению объемов ВВП, промышленного и
сельскохозяйственного производства, усугублению структурных диспропорций и падению
жизненного уровня подавляющей части населения. Обвал экономики в основном завершен и
настала пора возвращения государства в сферу хозяйственного управления, включая и
управление процессами ценообразования.
- Введение государственного контроля и управления структурными ценовыми пропорциями на
макроэкономическом уровне по блокам соответствующих отраслей и производств требует
установления стабильных цен на период 1998-2000 г.г. по основным структуроопределяющим
видам продукции и прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий.
- В государственных программах социально-экономического развития страны на трех или
пятилетний период следует предусматривать ценовой раздел, включающий сопоставление
прогнозируемых изменений цен с издержками, доходами, рентабельностью, эффективностью и
состоянием сбалансированности товарного рынка.
- Ход рыночной реформы показал, что государство не выработало четкой промышленной политики,
в результате чего в стране произошел беспрецедентный спад промышленного производства,
значительно утрачен научно-производственный потенциал. Отсутствие государственной
инвестиционной политики, постоянная реорганизация отраслевых органов управления,
непродуманная политика конверсии привели к глубокой деформации структуры промышленности,
имеющей отрицательные последствия для экономической безопасности страны.
- Либерализация внешней торговли в условиях, когда значительная часть отраслей промышленности
была неконкурентоспособна при введении ценовых пропорций мирового рынка, превратила страну
в источник топлива и сырья и рынка сбыта потребительских товаров развитых стран при быстром
росте внешней задолженности. Указанный выше процесс должен быть увязан с промышленной
политикой и ходом структурной перестройки экономики.
- Анализ результатов деятельности российских ФПГ позволяют сделать вывод о положительном
влиянии интеграции банковского и промышленного капиталов на мезоуровне, а следовательно и
на ход экономической реформы в промышленности, на её структурную перестройку. На
сегодняшний день ФПГ представляют одно из немногих позитивных следствий реформ в России,
являются одним из реальных способов повышения эффективности предпринимательства,
преодоления депрессивной фазы конъюнктуры в рыночной экономике. Они доказали на практике,
что являются действенной формой финансово-промышленной интеграции, создающие базу для
будущей стабилизации и развития промышленности.
[Начальная страница]
[Общая информация]
[Список отчетов]
Последнее обновление:
3 октября 2001 года