|
Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства,
использования и охраны природных ресурсов (далее Концепция) является
первым опытом комплексного рассмотрения проблем государственной
политики в области воспроизводства, использования и охраны природных
ресурсов, используемых в экономике страны. Концепция основывается на
положениях Конституции Российской Федерации, Посланий Президента
Российской Федерации федеральному Собранию, Указов Президента
Российской Федерации "О государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого
развития", "О концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию", программных документов Правительства Российской
Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и природопользования в 1994-1997 гг.,
на прогнозах социально-экономического развития и других документах.
Подготовка проекта Концепции вызвана необходимостью
отрегулировать отношения, сложившиеся в сфере природопользования за
последние годы экономических реформ и наметить основные направления
по осуществлению государственной политики в сфере производства,
использования и охраны природных ресурсов.
Концепция определяет систему представлений о стратегических
целях и приоритетах политики государства в области природопользования,
важнейших направлениях и средствах их реализации.
Концепция базируется на принципе развития сырьевой базы по пути
целевого наращивания, качественного улучшения и комплексного
использования с учетом сложившейся системы расселения на территории
Российской Федерации, прогнозов ее развития, инфраструктуры,
территориального размещения производительных сил и устойчивого развития
страны.
Из-за широты понятия "природопользование", охватывающего весь
комплекс взаимоотношений в сфере воспроизводства, использования и охраны
природных ресурсов, в том числе таких специфических как рекреакционные,
климатические, а также проблемы особо охраняемых природных территорий,
сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды, в Концепции
понятие "природопользование" применяется к природным ресурсам,
используемым в экономике страны. Однако предлагаемые в Концепции
основные положения государственной политики в сфере природопользования
могут быть применены также к другим видам природных ресурсов.
Ослабление внимания к природно-ресурсному фактору, контрольным
и регулирующим функциям государства может привести к интенсивной, не
компенсирующейся воспроизводством, отработке лучшей части ресурсов,
нанося непоправимый ущерб будущим поколениям, разрушая основы жизни и
деятельности народов.
Формирование государственной политики в области воспроизводства,
использования и охраны природных ресурсов становится обязательной частью
реализации второго этапа экономических реформ, что подтверждено
Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка
и экономический рост в 1997-2000 годах", в которой это направление
рассматривается как самостоятельная проблема, требующая решения в рамках
мероприятий по реформированию экономики в целом.
На первом этапе экономических реформ основные преобразования в
сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов были
связаны с формированием органов управления природными ресурсами и
охраны окружающей среды, созданием основ нормативно-правовой базы,
осуществлением перехода от административных к рыночным методам
регулирования природопользования. Были приняты базовые законы в области
природопользования, охраны окружающей среды, создана система
федеральных и территориальных органов управления природными ресурсами
и охраны окружающей среды с концентрацией их усилий на регулирующих
функциях и освобождении от выполнения хозяйственных функций,
сформировался в основном предпринимательский сектор в сфере
природопользования.
Однако кризисное состояние экономики и отсутствие единых подходов
в осуществлении государственной политики в сфере природопользования,
недостаточный учет как особенностей, так и общих проблем различных видов
природных ресурсов, в части их воспроизводства, использования и охраны
привели к тому, что отрасли природно-ресурсного блока входят во второй этап
экономических реформ с различной подготовленностью к рыночным условиям.
Актуальность разработки государственной политики в сфере
воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов обусловлены:
- значительной ролью России в мировом природно-ресурсном рынке,
а также национальными и геополитическими интересами страны;
- назревшей необходимостью углубления институционных преобразований
в природно-ресурсном комплексе страны;
- необходимостью использования природно-ресурсного потенциала в качестве
эффективного экономического рычага при реализации второго этапа реформ
в стране;
- требованием создания условий перехода Российской Федерации на модель
устойчивого развития.
В связи с большой инерционностью сырьевых отраслей,
обусловленной высокой капиталоемкостью, длительностью всего цикла
воспроизводства и освоения природных ресурсов, весь комплекс задач в
сфере природопользования должен быть рассмотрен как с позиций на
ближайшую перспективу, так и на долгосрочный период.
Положения Концепции должны реализоваться с привязкой к
сценарным вариантам прогнозов и программ социально-экономического
развития страны с учетом временного лага, необходимого для воспроизводства
и освоения отдельных видов природных ресурсов, а также учитываться в
проекте Государственной стратегии устойчивого развития Российской
Федерации, разрабатываемым в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440.
Настоящая Концепция является основой для формирования
федеральных, региональных и территориальных целевых программ, правовой
и нормативной базы, финансовых и экономических рычагов и решения других
вопросов в сфере природопользования.
Концепция отражает основные стратегические цели и задачи, на
решение которых будет направлена государственная политика в области
природопользования в ближайшие три года и до 2005 года, с отдельными
прогнозами до 2015-2020 гг.
Конкретные прогнозируемые показатели развития отраслей
природно-ресурсного комплекса должны найти отражение в соответствующих
программах, подготовленных на базе положений данной Концепции, а также
детализирующих ее региональных и территориальных документах.
|