|
В отчете разработаны экологические основы, включающие в себя:
- особенности эколого-экономических отношений при
функционировании рыночного механизма.
Показано, что в условиях рынка коммерческие результаты хозяйственной
деятельности находятся почти вне сферы государственного регулирования,
но экологические последствия от такой деятельности должны являться
государственной прерогативой. В силу чего указывается, что при разработке
концепции рационального природопользования и мер экологического
оздоровления экономики необходимо учитывать механизм государственного
регулирования и контроля, направленного на экологизацию экономического
развития, рассмотрены основные составляющие такого механизма.
- небходимость формирования системы прав собственности и
владений на природные ресурсы в условиях перехода к рыночной экономике.
Обосновывается необходимость законодательно установленной системы
прав собственности и владений на природные ресурсы, от чего зависит в
большой мере эффективность использования природных ресурсов, также как и
эффективность их управления на уровне России.
- управление природными ресурсами, находящимися в федеральной
собственности.
Обосновывается необходимость разработки системы ресурсного планирования,
где рассматривались бы цели, стоящие перед использованием различного
вида природных ресурсов и предлагались бы способы эффективного
достижения этих целей, при этом ожидаемые результаты должны
корреспондироваться с инвестиционными вложениями и приносить прямую
или косвенную выгоду федеральному бюджету.
- региональное управление природными ресурсами в переходный
период.
При создании концепции экологически устойчивого хозяйства необходимо
учитывать региональную специфику территорий. Рассматриваются различного
рода сценарии региональных природоохранных систем управления.
- совершенствование порядка финансирования мероприятий по
охране окружающей среды за счет собственных средств предприятий.
Наделение большими полномочиями субъектов федерации должно
переносить основную тяжесть по поддержанию экологического равновесия в регионы,
в которых основными источниками финансирования мероприятий по охране
окружающей среды являются собственные средства предприятий региона.
Даны рекомендации по совершенствованию порядка такого финансирования.
|