Методологические основы создания
экономического механизма управления выбросами парниковых газов

Голуб А.А., Коробова Н.Г., Аракелова В.А., Леонова Е.С., Калачихин В.Ю., Соловьева Е.С.

Лаборатория экономических методов управления
трансграничным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду

ИПР РАН, 1995


В исследованиях рассмотрен экономический механизм по созданию стимула и сокращению потребления топлива па единицу полезной работы, освоению нетрадиционных видов энергии, реализации мероприятий по улавливанию и утилизации выбросов СО2, принципы установления платежа за выбросы СО2.

Одним из важнейших элементов механизма управления выбросами парниковых газов является управление ассимиляционным потенциалом природной среды (в данном случае её способностью поглощать СО2) посредством введения прав собственности на ассимиляционный потенциал, реализуемых через владение лицензий на определённый объем выбросов. Пока в нашей стране вопрос об использовании подобных лицензий только обсуждается. Система платежей за загрязнение фактически предполагает, что предприятия-загрязнители регулярно арендуют этот ресурс. Устанавливая лимиты на выбросы, государственные органы регулируют его использование. Началом приватизации ассимиляционного потенциала может быть превращение лимитов в лицензии на выбросы. В дальнейшем возможно разрешение продаж и покупок таких лицензий. Государственные органы должны в данном случае следить за эквивалентностью сделок (с точки зрения изменения нагрузки на окружающую среду). Международные договоренности о квотировании выбросов могут стать исходным пунктом внутренней политики управления объемами загрязнения. Так, собственником национальной квоты на выбросы СО2 может остаться государство. Взяв на себя международные обязательства, оно тем самым контролирует размещение на своей территории источников выбросов (через налог на СО2 и т.п.).

Эффективным элементом экономического механизма мог бы стать также налог на воспроизводство ассимиляционного потенциала, взимаемый пропорционально объему выбросов, зафиксированному в лицензии, которой обладает предприятие-загрязнитель. По своему содержанию такой налог напоминает налог на недвижимость. Поступления от налога будут расходоваться на поддержание ассимиляционного потенциала - сохранение лесов, повышение их продуктивности, защита других экосистем, поглощающих СО2. Такой налог мог бы использоваться и в глобальном масштабе. Его получателями стали бы страны, на территории которых происходит поглощение СО2. От уплаты освобождались бы предприятия, заключившие договор или получившие лицензию на использование дополнительно созданного ассимиляционного потенциала.

Предлагаемые в научной работе экономические инструменты управления выбросами парниковых газов в значительной степени могут быть использованы в международной практике, а анализируемые отношения между собственниками лицензий и арендаторами- экстраполированы на все мировое сообщество (что подробно анализируется в работе)


[Начальная страница] [Общая информация] [Список отчетов]


Последнее обновление: 3 октября 2001 года