Проблемы включения России и стран СНГ в мировую экономику

Г.Л. Шагалов, С.В. Табелев, Н.Б. Демидович, И.И. Вьюгина, П.Г. Серебрянникова, Ф.Г. Шагалов

Лаборатория теоретических проблем механизма включения Росси и стран СНГ в мировое хозяйство

ИПР РАН, 2000


По теме 4.1. Вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности России и других членов СНГ со странами дальнего зарубежья" на основе изучения практики развития мирохозяйственных связей России и других стран СНГ в работе сформулированы методологические принципы управления процессом включения России и стран СНГ в мирохозяйственные связи. В частности, обосновывается принцип народнохозяйственной зффективности реализации мероприятий, связанных с включением в интеграционные процессы. Исходя из этого принципа, все решения, направленные на развитие внешнеэкономического сотрудничества России и других стран СНГ, должны получать оценку с точки зрения народнохозяйственной эффективности. Принцип эффективного государственного регулирования процессов включения национальной экономики в мировое хоэяйство предполагает применение методов государственного регулирования и повышение их зффективности. Усиление роли государства должно связываться с разработкой стра -- тегии включения страны в мировую экономику и выработкой механизмов ее реализации. Одним из принципов управления интеграционными процессами выступает принцип постепенности, эволюционного развития. Отказ от методов шоковой терапии является исключительно важным методологическим принципом. В качестве одного из ведущих методологических принципов в работе выделяется принцип комплексного подхода к анализу результатов внешнезкокомической деятельности. В работе специальное внимание уделено решению задач развития сотрудничества стран СНГ. Разработаны предложения, нацеленные на углубление торгово-экономического сотрудничества стран СНГ, а также сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

По теме 4.2. Вопросы организации интеграционного сотрудничества стран СНГ", являющейся частью продолжающегося исследования валютно-финансового сотрудничества стран СНГ, рассматривается история создания и формирования валютных союзов, действовавших в ХIХ - начале ХХ вв. Анализируются Латинский и Скандинавский валютные союзы. Рассматриваются предпосылки их создания и механизмы функционирования. В частности, анализируются вопросы сотрудничества в собственно валютной сфере. Анализ показывает, что некоторые подходы, использованные при построении валютных союзов ХIХ-ХХ веков могли бы найти п рименение при решении вопросов создания валютного союза стран СНГ, необходимость которого заложена в программных документах Содружества независимых государств, системы валютного совета в различных странах мира.

По теме 4.3. Темпы, масштабы и структура включения России и других стран СНГ в мировую экономику" собрана и обработана информация о внешнеэкономических связях России со странами СНГ в период 1995-1998 гг. На основе анализа собранной информации определены структура и темпы роста внешнезкономического оборота России со странами СНГ. Показано, что в рассматриваемые годы не произошло улучшение структуры экспорта и импорта в товарообороте со странами СНГ. По-прежнему велика доля поставок топлива и сырья и недостаточен удельный вес обмена машинами и оборудованием, другой продукцией обрабатывающих отраслей. Доля стран СНГ в товарообороте с Россией как в 1995-1998 гг., так и в предыдущие годы, существенно ниже удельного веса стран остального мира в совокупном товарообороте России. Показано, что Соглашение о создании Платежного союза СНГ, заключенное в октябре 1994 г., как было показано в предыдущих исследованиях ИПР РАН, практически не обеспечило создания реального платежного союза и не способствовало развитию внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Интенсификация взаимного товарооборота России и стран СНГ требует создания действенного механизма интеграционного взаимодействия стран Содружества, в первую очередь организации эффективной системы платежей и расчетов в товарообмене стран СНГ.

По теме 4.4. Вопросы моделирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночного хозяйства" осуществлялась разработка вопросов моделирования внешнезкономической деятельности на основе использования двух типов моделей. Во-первых, велась разработка алгоритма функционирования "усеченной" системы многосторонних расчетов стран СНГ, охватывающей так называемые "мягкие" товары. Разработаны принципы алгоритма, подготовлена информация, необходимая для проведения зкспериментальных расчетов. Проведены пробные расчеты. Во-вторых, на базе регрессионных моделей проведен анализ влияния валютного курса: на параметры внешнеэкономических связей. Вариантные расчеты воздействия валютного курса на динамику экспорта и импорта страны, выполненные на базе регрессионных моделей, позволили выявить степень влияния валютной политики на развитие внешнеторгового оборота страны. Было установлено, что наряду с валютным курсом на динамику зкспорта РФ оказывают влияние и другие факторы, не специфицированные в модели: стремление использовать внешний рынок как канал сбыта продукции в условиях низкого внутреннего спроса, а также стремление нелегально вывезти капитал за рубеж. Влияние валютного курса на динамику импорта в период реформ было более существенным, чем на динамику экспорта. Кроме того, на базе регрессионных моделей проанализировано влияние отдельных денежных агрегатов на динамику валютного курса.

Выводы.

  1. Исследование показало, что шоковые подходы к либерализации внешнезкономических связей неоправданы. Переход к либеральному режиму внешнеэкономической деятельности может осуществляться лишь поэтапно с учетом состояния всей национальной экономики.
  2. Система валютного совета, с помощью которой достаточно успешно может быть подавлена инфляция в странах с переходной экономикой, неприемлема для современных условий развития России. После финансового кризиса 1998 г. денежным властям страны удалось избежать раскручивания инфляционной спирали, что, на наш взгляд, в настоящее время снимает вопрос о применении системы валютного совета с повестки дня.
  3. Развитие внешнеэкономических связей России и стран СНГ характеризуется сокращением доли взаимной торговли в совокупном развитии внешней торговли стран СНГ является отсутствие работоспособной системы платежей и расчетов.


[Начальная страница] [Общая информация] [Список отчетов]


Последнее обновление: 9 июля 2001 года