Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К.

Государственно-частное партнерство – основа стабильности,
развития и экономической безопасности
транспортно-транзитной системы России

Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова

М.: ИПР РАН, 2016. – 222 с.

ISBN 978-5-9909351-5-0
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05


Рецензенты: д.э.н., профессор Б.А. Ерзнкян (ЦЭМИ РАН); д.э.н., профессор Г.Л. Шагалов (ИПР РАН).

Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-06939 а).

В монографии рассматриваются теория и практика применения института государственно-частного партнерства (ГЧП) при осуществлении инвестиционных проектов, направленных на стабильность, развитие, укрепление экономической безопасности и реализацию транспортно-транзитного потенциала (ТТП) России. В работе ставится и обосновывается гипотеза о необходимости создания и функционирования на федеральном уровне компании, отвечающей за организацию финансирования и реализацию проектов по развитию ТТП России на принципах ГЧП. Этот хозяйствующий субъект должен быть активным инициатором и лоббистом таких проектов. Показано, что институт ГЧП необходимо рассматривать в широком понимании, как все возможные способы взаимодействия государства и бизнеса, направленные на увеличение добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, и инфраструктурное обеспечение роста экспорта транспортных услуг. Выявлены, систематизированы и проанализированы основные внутренние и внешние неблагоприятные факторы, влияющие на объемы транзитных перевозок грузов по территории России. В частности, дано описание неоднозначного влияния на реализацию ТТП страны проекта КНР по развитию Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), независимой политики стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана в области строительства транспортной инфраструктуры и организации трансграничных перевозок, последствий транзитных конфликтов с сопредельными государствами и странами ЕС. Таким образом, конкуренция евро-азиатских маршрутов перевозок грузов, во многом обусловленная политикой Китая и ЕС, побуждает Россию реализовывать новые инфраструктурные проекты на основе ГЧП с целью развития собственного ТТП. Доказано, что в целях развития и реализации ТТП России, повышения конкурентоспобности российских перевозчиков на мировых рынках транспортных услуг требуется создание крупных транспортных и инфраструктурных компаний, слияние и укрупнение существующих предприятий. Однако, как показал опыт создания Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), противоречия между учредителями компании, наличие собственных программ развития ТТП стран-участников ЕАЭС не позволяют в полной мере реализовать конкурентные преимущества этого интеграционного проекта с реализаций инфраструктурных проектов в России, ЕАЭС и странах Центральной Азии. Рассматриваются проблемы обеспечения трудовыми ресурсами российских транспортных коммуникаций, используемых, в том числе и для транзитных перевозок грузов и пассажиров, создание и реконструкция которых осуществляется на принципах ГЧП. Приведён анализ влияния модернизации транспортной системы страны, внедрения новых видов подвижного состава на рынок труда и социально-экономическую обстановку в целом и в региональном разрезе. Выявлена специфика трудовых отношений в различных видах транспорта. Особое внимание уделено анализу взаимного влияния инвестиционных проектов по развитию международных транспортных коридоров «Восток – Запад», «Север – Юг», «Европа – Западный Китай», реализуемых на основе ГЧП, и ситуации на рынке труда, качества трудовых ресурсов, развития пассажирских перевозок, состояния малого (среднего) предпринимательства и уровня занятости в субъектах Российской Федерации. В целях повышения и эффективного использования доходов от экспорта транспортно-транзитных услуг требуется создание крупной государственно-частной транспортной компании, способной составить конкуренцию глобальным морским контейнерным сервисам на маршруте Азия – Европа.

Рекомендовано к изданию Ученым советом Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук (ИПР РАН).

 

© Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К., 2016.
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем рынка
    Российской академии наук (ИПР РАН), 2016.


[Главная] [Оглавление] [Введение] [Заключение] [Литература] [Об авторах]