![]() |
Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. Транзитная экономика: теория, методология, практика - Москва : "Экономическое образование, 2019. - 494 с.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда
фундаментальных исследований по проекту № 19-110-00076, не подлежит продаже.
При подготовке работы были использованы результаты исследований,
выполненных авторами при поддержке Российского фонда фундаментальных
исследований в рамках проектов № 15-06-06939а и № 17-02-00482 а-ОГН |
Рецензенты:
Макаров В.Л., академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор (ЦЭМИ РАН); |
Порфирьев Б.Н., академик РАН, доктор экономических наук, профессор (ИНП РАН); |
Фадеев В.А., советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека. |
В монографии представлены результаты разработки теории транзитной экономики, построения модели современного торгового пути (международного транспортного коридора (МТК)), формирования его инновационно-индустриального пояса, сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов в целях обеспечения опережающего и устойчивого роста экономики России и стран постсоветского пространства на несырьевой основе, эффективного включения транспортно-транзитных систем (ТТС) государств в мировое транспортное пространство. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системной парадигмы, представленные в работах Я. Корнаи и Г. Клейнера. Актуальность исследования института торгового пути в современном мире обусловлена: выдвижением китайской инициативы «Пояса и пути» (ПиП); разработкой альтернативного индийского проекта развития МТК «Север – Юг»; заинтересованностью многих стран в реализации своих ТТС как составных частей действующих и создаваемых МТК. Определены состояние и перспективы расширения торгово-экономических связей России и стран – основных участников глобальной инициативы «Индо-Европейский (Норманно-Арийский) торговый путь XXI века». Сформулированы научно-обоснованные предложения по совершенствованию способов регулирования циклической динамики основных индикаторов социально-экономического положения этих стран как основы формирования грузовой базы ТТС и новой эволюционной стратегии опережающего развития. Рассматриваются проблемы моделирования процессов сопряжения и инновационного развития ТТС России и стран Центральной, Западной и Южной Азии (ЦА, ЮА и ЗА) и Южного Кавказа (ЮК). Показано, что экономическая заинтересованность Индии в развитии иранского порта Чахбехар обусловлена, в том числе, и его важнейшей ролью в качестве точки входа МТК «Север — Юг». Содержится историко-экономическое описание организации торговли, сухопутных и морских перевозок грузов на дальние расстояния, функционирования узловых точек транзитных коммуникаций в России, ЦА, ЮА, ЗА и ЮК. Систематизированы и проанализированы новые внутренние и внешние неблагоприятные факторы, влияющие на объемы транзитных перевозок грузов по территории России. Рассмотрены основные современные проекты развития ТТС в странах ЦА, ЮА, ЗА и ЮК в увязке с реализацией глобальных инфраструктурно-интеграционных инициатив. Дан анализ причин существенной задержки начала регулярных и масштабных перевозок грузов по МТК «Север — Юг». Особо отмечено, что рассмотрение направления «Север – Юг» как экономического коридора даёт возможность строить инфраструктурные отклонения (ветви) в сторону от первоначальной концепции МТК, например, в сторону Ирака и Сирии, на территории Ирана. Показано, что с институционально-организационной точки зрения целесообразно создание наднациональной государственно-частной Евразийской транспортно-транзитной компании (ЕТТК). Табл.: 174; рис.: 616; библ.: 387 назв.
© Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. [текст], 2019.
© Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН), 2019.
© Редакционно-издательское и художественное оформление ООО «Издательство «Экономическое образование», 2019.