ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИИ
И СТАНОВЛЕНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Н.Я. Петраков, академик РАН
В.Е. Маневич, доктор экономических наук
Б.А. Бриедис, доктор экономических наук

(Опубликована в журнале "Финансы", 12, 1996)

Страна остро нуждается в продуманной, научно обоснованной инвестиционной политике.
Инвестиционную политику в России должны составлять следующие элементы:

Вместе с тем сегодня надо говорить не о бедности страны капиталами, а о нерациональном их использовании, об утечке капиталов из страны, замораживании сбережений в тезаврации иностранной валюты населением, отвлечении капиталов на финансирование бюджета, в результате чего образуется порочный круг сжатия налогооблагаемой базы, обескровливания производства и новых потребностей государства в заимствованиях на денежном рынке. Крупными потенциальными внутренними источниками инвестиций являются сбережения населения, достигающие весьма внушительной доли от располагаемого дохода, тезаврированная населением иностранная валюта, резервы банков - прежде всего добровольные, но отчасти и обязательные, ресурсы Центрального банка. Ставка рефинансирования, поддерживаемая на уровне выше рыночной, не может быть существенно снижена без жесткой канализации ресурсов Центробанка на нужды реального сектора - через переучет коммерческих векселей реального сектора и финансирование инвестиционных банков, осуществляющих кредитование производства в соответствии с государственными программами инвестиций.

Жестко анализируя эмиссионные ресурсы на переучетную операцию, Центробанк не допустит их утечки в другие сегменты рынка и сможет осуществлять рефинансирование по ставке, ниже рыночной, добиваясь, чтобы коммерческий кредит внутри реального сектора по уровню своих дисконтов стал приемлемым для большинства нормально работающих предприятий, чья продукция находит спрос.

Конечно, развитие переучетной операции - это лишь одна сторона дела. Возможно даже это - лишь вершина айсберга, основная масса которого - налаживание системы вексельных расчетов, создание системы первичного учета, соответствующей системы сбора и обработки информации, взаимных связей, инкассации векселей, системы взыскания по векселям и т.д.

Активная политика Центробанка, создающего "деньги для роста" и условия для их аккумуляции, должна сочетаться с созданием кредитно-финансового механизма массированного инвестирования и эмиссии долгосрочных ценных бумаг реального сектора (акций и облигаций). Широкое привлечение иностранного капитала возможно лишь на фоне мобилизации внутренних источников инвестиций и при условии создания специализированной системы аккумуляции и инвестирования долгосрочных вложений, способной всей своей мощью гарантировать иностранные вложения (в дополнение к государственным гарантиям). Остановимся сначала на аккумуляции и инвестировании внутренних долгосрочных финансовых ресурсов.

Прежде всего отметим, что деятельность инвестиционных банков нуждается в законодательном оформлении, качественно отличном от законодательства, регулирующего деятельность коммерческих банков. Нужен принципиально иной подход к определению и исчислению банковских рисков, стимулирующий вложения в реальный сектор, иные нормативы соотношений собственного и привлеченного капитала и т.д. Эта специальная тема требует особого и подробного рассмотрения.

В современных условиях страна остро нуждается в кредитном механизме, который обслуживал бы мобилизацию капитала для инвестиций в реальный сектор - как в основной, так и в оборотный капитал. Существующая система коммерческих банков с этой задачей, очевидно, не справляется и, по-видимому, справиться не может. Надежды на то, что по мере финансовой стабилизации, подавления инфляции и снижения ссудного процента начнутся широкие инвестиции в реальный сектор на чисто рыночной основе, не имеют реального основания. Сложившийся уровень доходности банковских операций, ориентация на обслуживание экспортно-импортных сделок, посредничества, финансового рынка, гипертрофия обязательных и добровольных резервов коммерческих банков, тяжелое финансовое положение реального сектора экономики - все эти обстоятельства не позволяют надеяться, что без активной помощи государства, без создания специализированного кредитно-банковского инвестиционного механизма возможно будет мобилизовать долгосрочные сбережения и накопления и канализировать их на инвестиции в реальный сектор.

Важнейшим элементом такого механизма могли бы явиться банки реконструкции и развития (БРР). Их организация должна представлять собой:

Остановимся коротко на каждом из перечисленных моментов деятельности БРР.

Мобилизация капитала. Несмотря на трудное финансовое положение реального сектора, в стране имеются немалые денежные (включая валютные) резервы. Это валютные резервы Центробанка, добровольные и обязательные резервы коммерческих банков, валюта, резервированная населением, сбережения населения в Сбербанке и коммерческих банках, бюджетные средства, часто не доходящие по прямому назначению. Мобилизация внутренних резервов для инвестиций является задачей на порядок более перспективной, чем привлечение иностранных капиталов.

Специализированные инвестиционные банки (БРР) могли бы мобилизовать долгосрочные капиталы следующими путями:

а) целевое использование для инвестиций в реальном секторе бюджетных средств;

б) мобилизация части резервов коммерческих банков с помощью облигационных займов. Для этого можно использовать следующие меры:

в) мобилизация сбережений населения как через Сбербанк путем размещения облигаций БРР в Сбербанке, так и непосредственно, путем размещения облигаций БРР (включая валютные облигации) среди населения;

г) помещение части валютных резервов Центробанка в облигации БРР.

Формы долгосрочного инвестирования. БРР должны развернуть инвестирование долгосрочных денежных ресурсов в реальный сектор. Для этого они должны открывать прямые кредитные линии, т.е. производить расчеты в пределах предоставленных кредитов.

Формы инвестирования должны развиваться по определенной схеме по мере стабилизации и улучшения конъюнктуры в реальном секторе, роста его доходности. Первоначально преобладающей формой инвестирования должен быть долгосрочный кредит предприятиям на осуществление конкретных достаточно эффективных проектов.

Затем кредит может принимать более ликвидную облигационную форму, сохраняя связь с конкретными проектами.

Следующий шаг - инвестиции в привилегированные акции предприятий, эмитированные в связи с осуществлением конкретных проектов и приносящие фиксированный дивиденд (основной массив акций предприятия может при этом дивидендов вообще не приносить).

Наконец, в условиях, когда промышленный подъем станет реальностью, можно будет широко инвестировать капиталы в обыкновенные акции предприятий.

Инвестиционная деятельность БРР должна органически сочетаться с деятельностью эмиссионной и фондовой, что позволит привлечь дополнительные капиталы для подъема реального сектора, БРР будут брать на себя осуществление эмиссий акций и облигаций предприятий реального сектора и затем, в зависимости от состояния фондового рынка, их перепродажу. Благодаря эмиссионной и фондовой деятельности оборачиваемость капиталов БРР возрастет, возможности инвестирования расширятся.

Эмиссия и первоначальная покупка акций и облигаций предприятий БРР придаст им дополнительную ликвидность. Выход на фондовый рынок должен быть постепенным и управляемым, учитывающим конъюнктуру этого рынка.

Формы краткосрочного кредита. В настоящее время экономика испытывает острую нехватку денежных оборотных средств, что является одной из причин кризиса неплатежей, парализующего расчеты, замедляющего народнохозяйственный оборот, ведущего к задолженности предприятий перед бюджетом, задолженности по заработной плате и т.д. Существующие формы краткосрочного кредитования народного хозяйства коммерческими банками оказались явно неадекватными в сложившейся ситуации.

Классической формой банковского кредитования в оборотные средства и расчеты является учет коммерческих векселей. Вексельный кредит обеспечивает жесткую канализацию банковских ресурсов на пополнение оборотных средств реального сектора, что другими путями не достигается. Однако широкое внедрение коммерческого векселя и развертывание вексельного обращения и учета векселей требует сложной организационной и информационной инфраструктуры, которая практически отсутствует, а также решения ряда правовых вопросов.

БРР в сотрудничестве с региональными организациями могли бы сыграть ключевую роль в развертывании вексельного кредита и пополнении на этой основе оборотных средств реального сектора, ликвидации кризиса неплатежей.

Разумеется, прямой учет векселей предприятий в сегодняшних условиях весьма рискован и требует информационной базы, которую не под силу создать одному банку, даже самому крупному. Поэтому БРР следует осуществлять не первичный учет векселей, а переучет векселей, уже учтенных либо кредитно-финансовыми организациями самих предприятий, либо коммерческими банками.

Развернув операцию переучета абсолютно надежных векселей, БРР могли бы привлечь к этой операции часть ресурсов Центробанка, направляемых ныне на рефинансирование коммерческих банков, осуществляя вторичный переучет векселей в Центробанке.

Эта операция была бы вполне безрисковой и для Центробанка.

Система институциональных привилегий БРР. В той или иной мере этот вопрос затрагивался в предыдущем изложении. В качестве институциональных привилегий БРР можно рассматривать:

Перейдем теперь к проблеме привлечения иностранного капитала.

Существуют реальные возможности массированного привлечения иностранного капитала в Россию. Возможности эти диктуются следующими обстоятельствами:

Вместе с тем, существует ряд причин, препятствующих притоку иностранного капитала.

Прямые точечные инвестиции весьма затруднены в связи со слабостью инфраструктуры, вялостью внутреннего рынка, неопределенностью и нарушенностью внутренних экономических связей и т.д.

Приток иностранных инвестиций сдерживают такие факторы, как:

Получается ситуация, когда иностранный инвестор не рискует делать инвестиции, но если деньги иностранных инвесторов и попадают в Россию, то нормальный, добросовестный заемщик не может ими воспользоваться. Отсюда - односторонняя ориентация иностранных инвесторов на топливно-сырьевые экспортоориентированные отрасли и использование иностранных инвестиций не по назначению.

Правда, существует и еще один механизм привлечения иностранных капиталов в Россию: через международные финансовые институты, которые заимствуют деньги на международном денежном рынке под нормальный рыночный процент, затем передают его Минфину РФ. Минфин распыляет их по коммерческим банкам, те, в свою очередь, распределяют их между кредиторами. Государство в лице Минфина выступает гарантом возврата займов, сделанных через международные финансовые организации на мировом денежном рынке. Эта система имеет ряд преимуществ, но и ряд пороков.

Россия выходит на мировой денежный рынок как единый субъект, и это снимает большую часть риска, который несет инвестор. Инвестор за рубежом освобождается от необходимости строгого отбора проектов вложений - за него это делает Минфин и коммерческие банки в России. Как прямые, так и портфельные адресные инвестиции заменяются безадресным заимствованием на мировом рынке (причем, заимствованием безрисковым).

Механизм этот можно изменить в следующих направлениях. Безрисковость вложений должна сохраниться, но для инвесторов должна появиться определенная альтернативность вложений. Государственные гарантии должны продолжать действовать, но Минфин и коммерческие банки как канал для проведения заемных денег мирового рынка явно не соответствуют стоящей задаче массированного привлечения иностранного капитала. Ставка процента, по которой кредиты и портфельные инвестиции получает конечный заемщик, должна быть одного порядка со ставкой мирового денежного рынка, приемлемой для широкого круга заемщиков внутри страны.

Привлечение иностранного капитала должно сочетаться с массированными инвестициями за счет внутренних источников, а значит, с мобилизацией этих источников в их более или менее жесткой канализации на инвестиции в реальный сектор. Нужны инвестиционные институты, напрямую выходящие на мировой денежный рынок, проводящие определенную, согласованную с государством инвестиционную и структурную политику, обеспечивающую массированное привлечение источников внутри страны и иностранных инвестиций.

Такими институтами должны стать крупные инвестиционные банки с большой долей государственного капитала, имеющие государственные гарантии, мобилизующие и размещающие внутренние источники инвестиций и, вместе с тем, имеющие выход - непосредственно или через иностранные банки-партнеры - на мировой денежный рынок. Желательно, чтобы банки-партнеры являлись одновременно акционерами российских инвестиционных банков, участвовали в разработке их инвестиционных программ и могли надежно представлять интересы иностранных инвесторов. Этим определяется и еще одна особенность предлагаемой системы - ориентированность крупных российских инвестиционных банков на финансовый рынок определенной страны (Германии, Японии, США и др.) в зависимости от региона размещения этих банков, интереса данной страны-инвестора к данному региону, акционерного участия в инвестиционном банке (или банках) той или иной страны.

Разумеется, привлекаемые капиталы не должны целиком сосредотачиваться в данном регионе, играющем роль финансового центра, они должны также направляться на кредитование и портфельные инвестиции в предприятия-смежники, расположенные в других регионах.

Каждый региональный инвестиционный банк, разумеется, должен выступить со своей инвестиционной программой, в той или иной мере опирающейся на общегосударственную инвестиционную концепцию. Из всех разнообразных кризисов, поразивших российскую экономику, самым глубоким и имеющим наиболее тяжелые последствия, является кризис инвестиций - спад в области капитального строительства, недовосстановление действующего оборудования, медленное строительство новых предприятий, выбытие старых производственных мощностей, превосходящее ввод в действие новых, и т.д.

Общий инвестиционный климат в России нужно рассматривать как часть сложившейся хозяйственной ситуации, как следствие тех структурных изменений, изменений в отношениях собственности, в распределении национального дохода, которые произошли за последние годы. Внешними признаками этих изменений можно считать: подавленный внутренний спрос на непродовольственные и, отчасти, продовольственные товары; падение производства в промышленности, прежде всего обрабатывающей и производящей предметы потребления, и в сельском хозяйстве (а соответственно, и на транспорте), рост экспорта топливно-сырьевых ресурсов и наполнение внутреннего рынка импортными потребительскими товарами и, отчасти, импортными средствами производства, резкая дифференциация доходов и соответствующая дифференциация спроса.

Другой стороной этих процессов является рост доли потребления в ВВП, сокращение доли валового накопления, включая амортизацию, при одновременном весьма высоком удельном весе сбережений в располагаемом доходе. Одно это соотношение говорит о сложившейся аномалии и нереализованных возможностях инвестиций.

Мы можем высказать предварительное предположение, что паралич инвестиций связан не с отсутствием внутренних источников инвестиций, не с невозможностью привлечь внешние инвестиции, а с подавленным внутренним спросом. А это является в первую очередь результатом неприспособленности инфраструктуры товаропродвижения к рыночным условиям, ее монополизированностью, оторванностью от товаропроизводителя и конечного потребителя. Решающую роль в этих негативных процессах играет именно неготовность к рыночным условиям инфраструктуры рынка сельскохозяйственных продуктов.

Для того, чтобы вновь создаваемая рыночная инфраструктура для сбыта сельскохозяйственных товаров служила сельскому товаропроизводителю, нужно активное сотрудничество разных форм и видов кооперации - прежде всего кредитно-финансовой и сбытовой, банковской системы и государства в лице федеральных и муниципальных властей.

Сельскохозяйственные кооперативы или, точнее, союзы сельхозкооперативов или смешанные фирмы с участием сельскохозяйственных кооперативов и администрации областей, ведущие дело на коммерческой основе, но ставящие своей целью не максимизацию прибыли, а обслуживание сельского товаропроизводителя, должны стать крупными потребителями кредитов, создавая собственную базу хранения, транспортировки и переработки.

Распределителями кредитов, полученных от инвестиционного банка, должны выступать кредитно-финансовые кооперативы, вокруг которых, как вокруг финансового центра, должны группироваться специализированные кооперативы сбытовые, снабженческие, лизинговые (по пользованию техникой), мелиоративные, по первичной переработке сельскохозяйственного сырья и т.д.

Вновь создаваемая инфраструктура рынка должна включать в себя систему длительного хранения, дающая возможность регулировать рынок и продвигать товар на внутреннем и внешнем рынке сколь угодно далеко от места расположения товаропроизводителя. Сбыт продукции совсем не обязательно должен находиться на месте производства. Поэтому нужны современные элеваторы, холодильники, картофеле- и овощехранилища.

Система сбыта должна быть органически связана с системой хранения. Здесь же в едином комплексе должна функционировать система страхования продукции.

Сдача товара на хранение в единой системе элеваторов или единой системе холодильников или овощехранилищ должна сопровождаться выдачей сертификатов, страховых сборов, которые могут не взыскиваться деньгами, а вычитаться из цены сертификата путем соответствующего уменьшения его номинала в единице продукции. Сертификат на сданный товар должен быть предметом свободной купли-продажи.

Часть специально сертифицированных хранилищ должны обслуживать биржевую торговлю, регулирующую цены и закупки на будущее, относительно выравнивая межсезонные колебания цен.

Хранящийся товар должен не только приносить доход хранилишу, но его себестоимость должна возрастать благодаря начислению процентов на капитал и ряда других начислений. Плата за хранение должна взиматься из себестоимости, входить в издержки производства.

Производитель, сдавший товар и получивший на руки сертификат, остается владельцем своей части обезличенного товара, сортность и вес которого определен независимым браковщиком, не представляющим ни интересы хранилища, ни товаропроизводителя. Возможно, что браковщик должен быть высокооплачиваемым государственным служащим или членом кооператива артели или уполномоченным и пользующимся доверием лицом, представляющим сельскохозяйственный кооператив.

Через передачу сертификата на комиссию владелец доли обезличенного товара может его реализовать на местном, областном, межрегиональном, российском, а в будущем - и на международном рынке. Он может перемещать свой товар с рынка на рынок в поисках наивыгодных условий реализации, тем самым выносить свой товар на биржевую торговлю. Вслед за движением сертификатов должно осуществляться и движение товаров по единой системе хранилищ, охватывающих российский рынок.

Центральные и межрегиональные российские рынки зерна, говядины, свинины, овощей, картофеля, консервированного молока должны быть сформированы, так же, как и региональные рынки овощей, яблок и т.д. Формирование рынка должно включать в себя создание взаимоувязанной системы хранилищ, первоначальной переработки, торгов, включая биржи (где торговля ведется сертификатами), транспортировки, оптимизированной исходя из складывающегося на отдельных местных и центральных рынках соотношений спроса и предложения и страхования. Единая система позволит свести к минимуму издержки хранения, переработки, транспортировки, страхования.

Роль кредитной кооперации, объединенной в региональном и, возможно, межрегиональном масштабах - в формировании инфраструктуры рынка, системы первичной переработки через распределение долгосрочных кредитов.

На межрегиональном и общероссийском уровне роль финансирования и организации инфраструктуры рынка должны взять на себя Центробанк и правительство РФ.

Кроме того, кредитно-финансовая кооперация должна взять на себя кредитование сельскохозяйственного производителя через залог сертификатов, а сбытовая кооперация (помимо самой организации инфраструктуры местного рынка, владения и управления ею) за небольшой процент или даже бесплатно должна взять на себя управление сертификатами своих членов, депонируя и сбывая их в наивыгодных условиях.

Мировая политическая мощь США - не столько в их вооруженных силах, сколько в огромных хранилищах зерна и мяса, покрывающих страну и созданных на средства правительства. У нас правительство не имеет сегодня таких средств, однако в сложившихся условиях кредитные вложения в рыночную инфраструктуру являются наивыгодными.

В итоге мы можем сформулировать определенную логическую последовательность и приоритетность инвестиций:

  1. инфраструктура рынка сельскохозяйственных товаров (включая продукцию лесоводства и рыболовства), имеющая целью наполнение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией - продовольствием и сырьем;
  2. производство машин, оборудования, химикатов, стройматериалов для сельского хозяйства, рыбной промышленности, первичной переработки и хранения продукции;
  3. товары широкого потребления (одежда, обувь), бытовая техника - в результате подъема городского и сельского спроса;
  4. инвестиции в наукоемкие отрасли, производящие средства производства, обеспечивающие информатизацию общественного производства, ресурсосбережение;
  5. инвестиции в обновление оборудования и технологии добывающих отраслей, геологоразведку с упором на максимальное использование эксплуатируемых скважин, шахт, разрезов, но не максимальное расширение производства энергоресурсов и их экспорта.

Разумеется, эта логическая последовательность не исключает ни одновременных вложений, ни даже их передвижки во времени, когда, например, вложения в обновление трубопроводного транспорта могут оказаться неотложными. Важна логическая соподчиненность вложений и общая задача - превращение России в могучую индустриально-аграрную страну.