Цель проекта "Практические мероприятия по развитию экологического страхования и аудита в Республике Башкортостан" состоит в распространении материалов и апробированных методов работы по развитию экологического страхования, адаптируемых к условиям субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан, а также регионов, заинтересованных в развитии экологического страхования и аудита:
Интерес местных органов власти в Башкортостане к экологическому страхованию вызван рядом причин, прежде всего, поиском механизма компенсации убытков населению, проживающему в условиях повышенного загрязнения окружающей природной среды. Специально для одного из районов республики - Туймазинского, разработана программа, предусматривающая реализацию принципов экологического страхования.
В рамках проекта разработаны документы законодательного и методического обеспечения экологического страхования и аудита, которые позволяют решать несколько практических задач обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и устойчивого эколого-экономического развития республики:
Образующиеся у граждан и производителей из-за аварийного загрязнения окружающей природной среды убытки, никем не компенсируются, а негативные последствия аварийных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду практически не ликвидируются. И дело здесь не только в недостатке необходимых финансовых ресурсов, - хотя этот фактор, безусловно, имеется, но и в отсутствии комплекса мер и документов, регламентирующих имущественную ответственность причинителей вреда и механизма их реализации.
В рамках Республиканской программы обеспечения экологической безопасности в г. Туймазы и Туймазинском районе Республики Башкортостан была поставлена задача разработать такой механизм.
Опыт работы авторов проекта по развитию экологического страхования в Московской (1994-1998 гг.) и Ленинградской областях (1998-1999 гг.) позволил предложить к распространению и адаптации в Башкортостане базу нормативно- методических и расчетных документов по экологическому страхованию и аудиту. За эти годы был подготовлен пакет документов по экологическому страхованию, а активная деятельность в Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ разработчиков предлагаемого проекта, привлечение к участию в Ассамблеи сотрудников Московского представительства ИУС позволили вынести на обсуждение Ассамблеи и принять модельный Закон стран СНГ "Об экологическом страховании".
В качестве конкретного района Республики Башкортостан на первом этапе выбран Туймазинский район.
Территория Туймазинского района расположена на западе Республики Башкортостан на Бугульминско-Белебеевской возвышенности и занимает площадь 2364,87 км2. Территория характеризуется большой расчлененностью рельефа местности, многочисленными оврагами и склонами различной конфигурации. Основными водными объектами района являются реки Ик, Усень и озеро Кандры-Куль, расположенное на территории национального природного парка.
На территории района находится 97 сел и деревень, 4 рабочих поселка, 1 город. Численность населения составляет более 126 тыс. человек, из них сельских жителей менее 16% (30206 чел.). Плотность населения составляет 52 человек на 1км2.
Выбран этот район по рекомендации Госкомэкологии Республики Башкортостан по двум причинам.
Во-первых, уровень антропогенной нагрузки в регионе достаточно высок.
Район характеризуется развитой промышленностью, добычей нефти (30% (3 млн.т в год) от всей добычи нефти в Башкортостане), интенсивным сельскохозяйственным производством и относится к наиболее густонаселенным районам республики.
Промышленное производство на территории района развито преимущественно в городе, в котором расположены ряд специфичных предприятий: ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов", ОАО "Туймазинская бумажная фабрика", ОАО "ТЗГОиА", Туймазинский завод медицинского стекла, ОАО "Туймазытехуглерод", ДП "Санфаянс", ОАО "Туймазинский фарфор", СОЗАиТ ОАО "Туймазыхиммаш". Сельскохозяйственное производство ведется крупными предприятиями (24 совхоза и колхоза), а также рядом фермерских хозяйств и малых предприятий. Основное направление сельского хозяйства - животноводство и растениеводство. Широко развито тепличное хозяйство, занимающее площадь более 106 га.
Во-вторых, в этом районе одно из лучших Территориальных управлений по охране окружающей среды, в чем мы очень скоро убедились, когда приступили к практической работе на предприятиях региона.
Для рассматриваемой территории существуют свои региональные особенности, связанные в первую очередь, с многолетней деятельностью предприятий нефтегазодобычи и агропромышленного комплекса. Эти же отрасли определяют, в основном, антропогенную нагрузку на природную среду.
Определяющим фактором качества атмосферного воздуха в регионе является поступление в атмосферу загрязняющих веществ в результате деятельности предприятий и организаций промышленного и аграрного комплексов, расположенных на территории, а также автомототранспортных средств.
На контролируемых 139 предприятиях города Туймазы, рабочих поселков Кандры, Нижнетроицкий, Субханкулово, Серафимовский и Туймазинского района выявлено 3851 стационарных источников выбросов, в т.ч. организованных - 1955.
С установленными нормативами ПДВ 3769 источников, в том числе организованных 1917. Оснащенных ГОУ 189 источников выбросов (15 %).
Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников в 2000 году по городу Туймазы, рабочим поселкам Кандры, Нижнетроицкий, Субханкулово, Серафимовский и Туймазинскому району составил 31470,119 тонн (что составляет 2,55 % по Республики Башкортостан), в том числе:
Общий объем сбрасываемых сточных вод по подконтрольной территории в 2000 г. составил 9.745 млн.3, с массой сброшенных загрязняющих веществ 6720 тонн. 88,3% по объему сточных вод (8.609 млн.м3) и 92.26 % по массе сброшенных загрязняющих веществ (6200 тонн) приходится на МП "Водоканал".
В этом районе подготовлен список предприятий, вовлекаемых в процесс экологического страхования и сформирована информация по расчетам убытков от загрязнения окружающей природной среды каждым предприятием.
В г. Туймазы впервые в практике страхового бизнеса применяется схема компенсации убытков пострадавшим от аварийных поступлений вредных веществ, в ходе реализации которой определяется круг пострадавших с целью обеспечения им выплат из средств страховой компании.
В рамках проекта: