Финансово-промышленные группы РФ:
основные понятия и определения

Цветков В.А., доктор экономических наук,
зам. директора ИПР РАН

В российской экономической науке финансово-промышленные группы как предмет изучения еще не является окончательно сформированным. Поэтому ключевая роль при исследовании ФПГ должна быть отведена их спецификации, выделению набора "стилизованных факторов", описывающих институциональный аспект существования, наличие которых является необходимой предпосылкой для любых теоретических конструкций и тем более моделей, как содержательных, так и формализованных.

Правовой основой организации и деятельности финансово-промышленных групп являются:

Правовое регулирование деятельности ФПГ обеспечивается также локальными правовыми актами, разрабатываемыми на основании Закона о ФПГ и в соответствии с другими нормативными положениями, принимаемыми самой группой[3].

Исходя из определения, финансово-промышленная группа не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц[4], предусмотренных Гражданским Кодексом РФ (участники ФПГ сохраняют юридическую самостоятельность), а лишь обладает отдельными элементами правосубъективности, например, в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статьи 17 и 18) содержит общие правила о порядке создания интегрированных структур, применяемые независимо от того, получает ли такая структура статус финансово-промышленной группы. Одновременно для групп установлена возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и ведения единого баланса группы[5].

В Законе определены возможные варианты существования финансово-промышленных групп. Первый вариант - это холдинговая компания ("совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества...")[6], которая становится основой создания финансово-промышленной группы. Второй вариант - это система участия ("совокупность юридических лиц, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы, на основе договора о создании финансово- промышленной группы" и учрежденная ими центральная компания)[7].

Если в первом случае от имени объединения выступает, реализуя его права и обязанности, основное (материнское) общество, то во втором - центральная компания учрежденная участниками ФПГ в соответствии договором простого товарищества.

Законом устанавливается обязательность участия в ФПГ "организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций"[8]. В состав участников могут быть включены государственные и муниципальные унитарные предприятия, инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Несмотря на отсутствие у ФПГ статуса юридического лица, предусмотрен разрешительный порядок их создания и регистрации, который отличается от установленных Указом Президента РФ от 8.07.1994 г. №1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ" правил государственной регистрации юридических лиц. В отличие от регистрации юридических лиц, осуществляемой регистрационными палатами[9] либо другими органами Министерства юстиции по месту нахождения субъектов предпринимательской деятельности, регистрация ФПГ производится по решению специального уполномоченного государственного органа[10].

Государственная регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование финансово-промышленной группы с обязательным включением слов "финансово-промышленная группа", "транснациональная финансово-промышленная группа" или "межгосударственная финансово-промышленная группа" и включением в Государственный Реестр финансово-промышленных групп.

Порядок государственной регистрации финансово-промышленной группы выглядит таким образом[11]. Инициативная группа предоставляет в полномочный государственный орган следующие документы:

В частности, в договоре о создании ФПГ (разновидность договора совместной деятельности) должны быть определены:

Организационный проект ФПГ должен содержать необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации группы[14].

Деятельность финансово-промышленных групп реализуется через органы управления. Высшим органом управления ФПГ выступает Совет управляющих, который формируется из представителей всех участников.

Совет управляющих для координации работы и оперативного руководства деятельностью ФПГ избирает из своего состава Президента и Вице-президентов[15].

Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы и уставе центральной компании, и может, в частности, охватывать:

Решения Совета управляющих являются обязательными для всех участников договора. Вместе с тем, полномочия органов управления ФПГ не распространяются на всю коммерческую деятельность, а касается только совместной работы в составе группы, которая ограничена целями создания и объединенными для достижения этих целей активами.

Таким образом, участие в ФПГ влечет для ее участников не полную, а лишь частичную потерю хозяйственной самостоятельности в пределах объединенного капитала, необходимого для достижения общих целей участников группы. Участники группы передают органам управления лишь часть своей хозяйственной, но не юридической самостоятельной. Как уже указывалось выше, входящие в состав ФПГ организации не теряют статуса юридического лица, а ФПГ не приобретает его.

Для координации работы ФПГ создается Центральная компания группы которая "… является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы. Регистрация вновь учрежденной Центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц"[16]. В Федеральном Законе предусматривается и организационно-правовая форма Центральной компании "...как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание Центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза"[17]. По сути дела центральная компания представляет собой дочернее или зависимое общество по отношению к другим участникам ФПГ и подотчетна Совету управляющих.

Основной деятельностью Центральной компании ФПГ является ведение общих дел группы, руководство деятельностью участников в рамках реализации проектов и пр. Так, Центральная компания выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс; готовит ежегодный отчет о деятельности; выполняет в интересах участников группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Иные виды деятельности Центральной компании ФПГ устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

Правовое регулирование центральной компании осуществляется Законом о ФПГ, а также законодательством, регламентирующим соответствующую организационно-правовую форму (юридическое лицо)[18]. Соотношение в иерархии этих Законов определяется исходя из принципа приоритета специальной нормы над общей.

Значительное внимание в Законе "О ФПГ" уделено организации транснациональных групп. К ТФПГ относятся "… группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участков Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на территории капитальные вложения"[19]. Если транснациональная финансово-промышленная группа создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы. В этом случае, особенности ее создания, деятельности и ликвидации устанавливаются указанными соглашениями.

Вместе с тем, проблема сближения нормативно-правовых условий деятельности ТФПГ в странах Содружества во многом остается открытой. Поэтому законодательная база формирования и развития ТФПГ в рамках СНГ включает широкий спектр многосторонних и двухсторонних Договоров и Соглашений (как общего характера, так и конкретно по отдельным группам).

Не смотря на схожесть договора о создании ФПГ (как организационно-правовой формы осуществления производственной деятельности) и договора простого товарищества (разновидность договоров о совместной деятельности), вместе с тем нельзя упускать из вида существующие между ними различия. Но сначала остановимся на общих моментах.

Исходя из существующего законодательства ФПГ, так и простое товарищество[20]:

Основные различия ФПГ и договора простого товарищества как минимум заключаются в следующем.

Во-первых. Если договор простого товарищества свободен от каких-либо ограничений по составу участников, то на состав участников ФПГ накладываются жесткие ограничения:

  1. участниками группы не могут быть общественные и религиозные организации и объединения;
  2. участие более чем в одной группе не допускается;
  3. государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества;
  4. дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием- учредителем)[21].

Во-вторых. В отличие от договора простого товарищества, где юридические лица осуществляют совместную деятельность без образования юридического лица, обязательным участником ФПГ является центральная компания группы (юридическое лицо), учрежденная всеми участниками.

В-третьих. Обязательным условием создания ФПГ является объединение своих материальных и нематериальных активов (система участия). В свою очередь, договор о совместной деятельности вообще не требует объединения имущества или иных вкладов участниками, достаточно лишь договориться о достижении какой-либо цели.

В-четвертых. Получение официального статуса ФПГ требует прохождение процесса государственной регистрации в уполномоченном государственном органе. Договор простого товарищества свободен от этого требования.

В-пятых. Высшим органом управления ФПГ является Совет управляющих. Принимаемые им решения, в соответствии договором, являются обязательными для всех участников. В простом товариществе право на ведение общих дел предоставляется каждому товарищу, если договором не установлено, что ведение общих дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества (большинством голосов). Но поскольку при совместном ведении дел для каждой сделки требуется согласие всех товарищей, что значительно снижает мобильность, в предпринимательских корпоративных объединениях, основанных на договоре простого товарищества.

В-шестых. Законом установлена более строгая имущественная ответственность предпринимательского объединения в форме простого товарищества по сравнению с ФПГ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора простого товарищества (предпринимательского объединения) несут полную солидарную имущественную ответственность[22] (а не только ограниченно уставным капиталом организации) по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения (ст. 1047 ГК), т.е. участники предпринимательского объединения как солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью. Что касается участников ФПГ, то они несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании группы, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ, т.е. с учетом их вклада в уставный капитал центральной компании (который иногда может носить чисто символическое значение).

И, наконец, последнее, седьмое. Основанием для прекращения простого товарищества может быть объявление кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом). Несостоятельный участник или участник, на долю которого претендуют кредиторы, уже не может обеспечить требуемой договором простого товарищества солидарной имущественной ответственности по общим обязательствам.

Кроме того, изменение состава участников или выход из товарищества одного из участников, также влечет за собой прекращение договора простого товарищества, если единогласным решением других участников не будет предусмотрено иное.

Что касается ФПГ, то ни признание одного из участников банкротом, ни выходе участника из группы не является поводом к ликвидации. Основными причинами для ликвидации ФПГ являются:

Поэтому объединение участников по типу ФПГ является более устойчивым и долговечным.

Дополнительным стимулом к объединению по типу ФПГ являются предусмотренные Законом разнообразные меры государственной поддержки[24]:

Кроме того, Центральным Банком Российской Федерации могут быть предоставлены банкам- участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков[25], а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово- промышленной группы, что также является весомой мерой поддержки деятельности ФПГ.

В Федеральном Законе отдельно оговаривается возможность предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительных льгот и гарантий финансово-промышленным группам в пределах своей компетенции.


Примечания

[1] Например, Указ Президента РФ от 2.11.1994 г. №2057 "О создании ФПГ с участием АО "АвтоВАЗ" и "КамАЗ"; постановление Правительства РФ от 21.05.1996 г. №624 "О мерах государственной поддержки деятельности ФПГ "АтомРудМет"; распоряжение Правительства РФ от 6.07.1994 г. №858-р "О создании ФПГ "Эксохим" и др. - Прим. автора.

[2] Постановление Правительства г. Москвы от 14.06.1994 г. №488, которым одобрены "Основные принципы и подходы к концепции формирования финансово-промышленных групп в Москве".

[3] К их числу относятся устав Центральной компании ФПГ и другие договора, заключаемые между участниками группы. - Прим. автора.

[4] Определение ФПГ приведено в Главе 1. - Прим. автора.

[5] Статья 13. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[6] Статья 2. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[7] Там же.

[8] Статья 3. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[9] Регистрация юридических лиц с 1.07.2002 г. возложена на Министерство по налогам и сборам РФ.

[10] В настоящее время таким органом является Министерство промышленности, науки и технологий РФ (постановление Правительства РФ от 12.06.2000 г. №515 "Вопросы Министерства промышленности, науки и технологий РФ"). - Прим. автора.

[11] Статья 5. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[12] В случае необходимости, Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов. - Прим. автора.

[13] Статья 7. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[14] Статья 8. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[15] Статья 10. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995

[16] Статья 11. Статья 8. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[17] Там же.

[18] Например, Законы РФ "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О некоммерческих партнерствах". - Прим. автора.

[19] Статья 4. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[20] Применительно к простому товариществу это Гражданский кодекс РФ (часть первая), вступивший в силу с 1 января 1995 г.

[21] Статья 3. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[22] Для привлечения участника простого товарищества к ответственности по обязательствам товарищества важно, чтобы эти обязательства были общими, т.е. были связаны с совместной деятельностью. Для этого необходимо выяснить цель создания простого товарищества, предмет сделки, повлекшей за собой ответственность (входила ли она в сферу деятельности товарищества), полномочия участника действовать от имени товарищества и пр. ГК РФ от 1.01.1995 г.

[23] Статья 18. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[24] Статья 15. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.

[25] Статья 13. Федерального закона "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г.