Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А.

Транзитная экономика: теория, методология, практика

- Москва : "Экономическое образование, 2019. - 494 с.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 19-110-00076, не подлежит продаже. При подготовке работы были использованы результаты исследований, выполненных авторами при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проектов № 15-06-06939а и № 17-02-00482 а-ОГН
Научный редактор чл.-корр. РАН, доктор экономических наук, профессор В.А. Цветков

ISBN 978-5-7425-0191-6
DOI: 10.26653/2019/978-5-7425-0191-6
УДК 330.01:330.341.2:339.944.2:339.565
ББК 65.05
Т65


Рецензенты:
Макаров В.Л., академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор (ЦЭМИ РАН);
Порфирьев Б.Н., академик РАН, доктор экономических наук, профессор (ИНП РАН);
Фадеев В.А., советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте по разви-тию гражданского общества и правам человека.

Рекомендовано к изданию Ученым советом ИПР РАН.

В монографии представлены результаты разработки теории транзитной экономики, построения модели современ-ного торгового пути (международного транспортного коридора (МТК)), формирования его инновационно-индустриального пояса, сопряжения инфраструктурно-интеграционных проектов в целях обеспечения опережаю-щего и устойчивого роста экономики России и стран постсоветского пространства на несырьевой основе, эффек-тивного включения транспортно-транзитных систем (ТТС) государств в мировое транспортное пространство. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системной парадигмы, представленные в рабо-тах Я. Корнаи и Г. Клейнера. Актуальность исследования института торгового пути в современном мире обуслов-лена: выдвижением китайской инициативы «Пояса и пути» (ПиП); разработкой альтернативного индийского проек-та развития МТК «Север – Юг»; заинтересованностью многих стран в реализации своих ТТС как составных частей действующих и создаваемых МТК. Определены состояние и перспективы расширения торгово-экономических свя-зей России и стран – основных участников глобальной инициативы «Индо-Европейский (Норманно-Арийский) тор-говый путь XXI века». Сформулированы научно-обоснованные предложения по совершенствованию способов регулирования циклической динамики основных индикаторов социально-экономического положения этих стран как основы формирования грузовой базы ТТС и новой эволюционной стратегии опережающего развития. Рассматри-ваются проблемы моделирования процессов сопряжения и инновационного развития ТТС России и стран Цен-тральной, Западной и Южной Азии (ЦА, ЮА и ЗА) и Южного Кавказа (ЮК). Показано, что экономическая заинтере-сованность Индии в развитии иранского порта Чахбехар обусловлена, в том числе, и его важнейшей ролью в каче-стве точки входа МТК «Север — Юг». Содержится историко-экономическое описание организации торговли, сухо-путных и морских перевозок грузов на дальние расстояния, функционирования узловых точек транзитных коммуни-каций в России, ЦА, ЮА, ЗА и ЮК. Систематизированы и проанализированы новые внутренние и внешние небла-гоприятные факторы, влияющие на объемы транзитных перевозок грузов по территории России. Рассмотрены основные современные проекты развития ТТС в странах ЦА, ЮА, ЗА и ЮК в увязке с реализацией глобальных инфраструктурно-интеграционных инициатив. Дан анализ причин существенной задержки начала регулярных и масштабных перевозок грузов по МТК «Север — Юг». Особо отмечено, что рассмотрение направления «Север – Юг» как экономического коридора даёт возможность строить инфраструктурные отклонения (ветви) в сторону от первоначальной концепции МТК, например, в сторону Ирака и Сирии, на территории Ирана. Показано, что с ин-ституционально-организационной точки зрения целесообразно создание наднациональной государственно-частной Евразийской транспортно-транзитной компании (ЕТТК). Табл.: 174; рис.: 616; библ.: 387 назв.

 

© Цветков В.А., Зиядуллаев Н.С., Зоидов К.Х., Медков А.А. [текст], 2019.
© Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН), 2019.
© Редакционно-издательское и художественное оформление ООО «Издательство «Экономическое образование», 2019.


[Оглавление] [Введение]